Время новостей
     N°34, 02 марта 2009 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  02.03.2009
500 глубоких морщин
Выставка китайского авангардиста в ЦДХ
В здании Центрального дома художника на Крымском валу галерея Ravenscourt открыла выставку Ян Хуэя «500 старых китайцев». Ян Хуэй (известный также под псевдонимом Ба Хай) появился на китайской художественной сцене в середине 80-х. Он был довольно заметным участником авангардного «Движения-85», китайской художественной «новой волны». Используя, как правило, традиционную тушь, реже масло и ксилографию, он кропотливо создавал огромные мрачноватые абстрактные полотна, размер которых мог достигать нескольких десятков метров в длину. Участвовал в ряде ключевых для шанхайского авангарда выставках, в том числе в проекте «М» 1986 года.

В результате все усиливающегося давления со стороны властей Ян Хуэй, как и многие другие китайские художники на рубеже десятилетий, в 1990 году уехал за границу, во Францию. Там он экспериментировал с различными техниками, оставаясь тем не менее приверженцем абстракции, становящейся у него все более и более «каллиграфической». Однако уже с первой половины 90-х Ян Хуэй регулярно возвращался в Китай, где начал серию фотографий пожилых людей. Сначала в Шанхае, затем и по всей провинции Чжэцзян -- Ян Хуэй посещал захолустные городишки и деревни, пил чай и вино, много общался, смотрел, но, главное, делал тысячи черно-белых фотографий стариков.

На этих снимках разные люди -- улыбающиеся и печальные, оживленные и задумчивые, сумасшедшие и просветленные, но у всех лица покрыты глубокими морщинами, а в глазах если не обреченность, то смирение. Эти люди -- уходящее поколение, последнее поколение старого Китая. Вся их жизнь проходила в борьбе: в детстве они застали антияпонскую и гражданскую войны, в молодости -- «большой скачок» и «культурную революцию», к началу построения общества «малого благоденствия» они пришли пожилыми и вряд ли успеют получить много от этого сладкого пирога. Но именно они родители тех, кто строит сейчас новый Китай и смотрит в будущее.

Эти фотографии сами по себе не являлись конечным результатом замысла художника -- на выставке можно увидеть лишь несколько небольших снимков, другие демонстрируются на экране в режиме слайд-шоу. Ян Хуэй использовал их как рабочий материал для создания крайне экспрессивных портретов, выполненных черной пастелью, которые и составляют основу привезенной экспозиции. В то время как общие контуры и изгибы одежды обозначены на рисунках лишь отдельными штрихами, художник подчеркнуто акцентирует изображение лиц и рук, преувеличенными линиями фиксируя каждую морщинку. Используя приемы традиционной живописи и каллиграфии, Ян Хуэй с топографической точностью наносит на бумагу рельеф старческой кожи, призывая зрителя обращать внимание не на внешнее сходство, а на историю, написанную этими складками, подобно годовым кольцам деревьев.

В работах Ян Хуэя можно увидеть и обращение к социальным проблемам современного Китая, и переживания возвращающегося на родину художника-эмигранта, однако скорее для автора более важным являются вопросы памяти и традиции, создание коллективного портрета уходящей эпохи. Тенденция, впрочем, довольно распространенная среди первых поколений нового китайского авангарда.

Евгений КАЛКАЕВ
//  читайте тему  //  Выставки