|
|
N°34, 02 марта 2009 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Продай тепловоз -- получи зарплату
Три градообразующих предприятия города Пикалево оказались на грани краха
Митинги протеста против массовых увольнений рабочих регулярно проходят в городе Пикалево Бокситогорского района Ленинградской области -- три градообразующих предприятия, на которых занято фактически все трудоспособное население города, с марта останавливаются. И если на сегодняшний день официальная безработица составляет около 10% от общего числа жителей Пикалева (всего здесь проживают 22 тыс. человек), то в марте на улице окажутся все 4,5 тыс. сотрудников, что составит почти 20% населения. Лидер профсоюза, который объединяет членов профсоюзов трех предприятий Пикалева, Светлана Антропова накануне Дня защитника Отечества направила личное обращение к главе правительства России Владимиру Путину, в котором подробно рассказывает, как действия владельца самого крупного местного предприятия -- Пикалевского глиноземного завода -- СУАЛ, принадлежащего Олегу Дерипаске, с ее точки зрения, довели до катастрофического состояния и этот завод, и смежные производства.
Правда, предыдущие письма и обращения к российской власти и законодательному собранию Ленинградской области были безрезультатными -- ситуация в Пикалеве в последние три месяца только ухудшилась. Если правительство страны проигнорирует требования профсоюзов, рабочие намерены начать новые массовые акции протеста.
До 2004 года в Пикалеве существовало единое предприятие, работавшее на нефелиновом (нефелин -- минерал, используемый в производстве алюминия, соды, в стекольной промышленности и т.д.) сырье. Когда возникли проблемы с его поставками, единое предприятие распалось на три, и у каждого появился свой хозяин: центральное производство -- Пикалевский глиноземный завод (ЗАО «Базэл-Цемент-Пикалево») -- купил Олег Дерипаска, ЗАО «Метахим» и ЗАО «Пикалевский цемент» достались соответственно Филарету Гальчеву и Александру Бронштейну. По мнению многих специалистов, это разделение было не самым дальновидным решением. Хотя поначалу все было великолепно: ведь цены на цемент за последние докризисные годы выросли в разы. Почти четыре года заводы работали, жители Пикалева на них трудились, в городскую казну шли налоги. И никто не догадывался, что владельцы бизнеса, как оказалось, вынашивали далеко идущие планы.
По словам Светланы Антроповой, хозяева головного производства (на Пикалевском глиноземном заводе работало почти 3 тыс. человек) сначала попытались перепрофилировать его под производство цемента и стали вынашивать планы снова объединить все три предприятия под одним хозяином. И если с «Метахимом» это объединение как-то получалось, то Пикалевский цементный встал намертво. Его сотрудники так и говорили: "Лучше взорвем производство, чем продадим его Дерипаске".
«Мы-то понимаем, что это все единый процесс, что было бы лучше объединиться, но надо это делать каким-то цивилизованным путем», -- признает Светлана Антропова, по первому образованию техник-технолог метизного производства.
С 1 августа 2008 года предприятие Дерипаски прекратило подачу шлама для цементников, хотя были заключены договоры. И вскоре цементное предприятие, поработав недолго на сделанных запасах, встало. Кроме того, к августу упали цены на цемент. Но прекращение подачи нефелинового (белитового) шлама -- основная причина остановки ЗАО «Пикалевский цемент». Сначала руководство завода почти 800 человек из 1100 отправило в вынужденный отпуск, а 28 ноября эти рабочие места были сокращены. Сейчас завод практически стоит, теплятся только энергосети. А с 5 марта оттуда уйдет еще около 180 человек, и там останется только обслуживающий персонал.
Получается, что цементный завод перестал существовать, но это серьезно ударило и по Пикалевскому глиноземному: цементники оплачивали для глиноземщиков 23 вида услуг -- транспорт, тепло, вагоны, железную дорогу и т.д., в результате ПГЗ начал терять 80 млн руб. ежемесячно. Это больше, чем требуется всему предприятию на заработную плату. Сейчас, по словам Светланы Антроповой, владельцы ПГЗ-СУАЛ, чтобы платить своим рабочим зарплату, продали два тепловоза.
Сам ПГЗ-СУАЛ с лета 2008 года затеял реконструкцию. В результате в августе три из шести печей были отключены, на оставшихся трех продолжалась работа. По словам Светланы Антроповой, реконструкция проводилась не по правилам, с нарушениями закона: о ней объявили, пообещали провести общественные слушания, экологическую экспертизу не провели -- на том все и закончилось. Одну печь разрезали и бросили, вторую оставили в ремонте, работает только пятая. В результате сейчас на нефелине работает только одна печь, и одна печь сделана под клинкер, но сделана без проекта, и продукция, естественно, не сертифицирована. Осенью, когда стало понятно, что все рушится, рабочие ПГЗ попытались провести забастовку, но цементный завод их не поддержал.
«Сейчас "Базэл-Цемент" во всем винит ЗАО «Фосагро» (поставщика нефелина) -- это, мол, они виноваты, что не снижают цены на нефелин, поэтому производство нерентабельно, -- рассказывает Светлана Антропова. -- Глава нашего отраслевого профсоюза встречался с руководством ЗАО «Фосагро» -- они говорят, что снижать цены на одну печь им невыгодно. Мол, включите всю цепочку, все шесть печей, чтобы был поток, непрерывное производство. Но у нашего руководства нет таких намерений. И цементный, и "Метахим" на нас смотрят и говорят: да продайте вы наконец предприятие, чтобы все печи работали. Тогда все запустят полный цикл, люди будут работать, в город пойдут налоги, будет жизнь».
На сегодняшний день в Пикалеве фактически стоит цементный завод, о своем закрытии с 1 марта объявило ЗАО «Метахим», в марте ожидаются массовые сокращения на ПГЗ-СУАЛ. Власти Ленинградской области до недавнего времени не предпринимали никаких мер для изменения положения жителей Пикалева. Еще в конце января этого года вице-губернатор Григорий Двас, председатель комитета экономического развития и инвестиционной деятельности Ленинградской области, в официальных выступлениях говорил, что ситуация в Пикалеве находится под контролем областного правительства. Но когда в прошлые выходные на общегородской митинг вышло более 5 тыс. жителей Пикалева, руководство Ленинградской области экстренно провело первое заседание рабочей группы правительства области, где обсудило меры, направленные на стабилизацию деятельности пикалевских предприятий.
«Типичным злоупотреблением доминирующим положением» со стороны Пикалевского глиноземного завода назвал руководитель областного управления Федеральной антимонопольной службы Вадим Владимиров ситуацию с закрытием трех пикалевских предприятий. По его словам, ПГЗ, злоупотребляя своим доминирующим положением, прекратил отгрузку сырья для «Пикалевского цемента» и «Метахима». Замены этому сырью нет, владельцы этих предприятий вынуждены были сокращать производство и увольнять людей. Как доказала Федеральная антимонопольная служба, эти действия были направлены на устранение конкурента на рынке цемента.
ФАС вынесла предписание: до 1 мая 2009 года либо продать глиноземное производство с сохранением технологической цепочки, либо возобновить поставки нефелинового шлама на «Пикалевский цемент» и карбонатного раствора на «Метахим».
"А мы готовимся к пикетам, -- говорит Светлана Антропова. -- Нам ничего другого не остается: если не сохранят эти предприятия, случится настоящая катастрофа. Потому что работать реально жителям Пикалева больше негде, поблизости в области нет предприятий, которые открыли бы свои двери 4,5 тыс. безработных".
Наталья ШКУРЕНОК, Пикалево