|
|
N°33, 27 февраля 2009 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Ракетная игра
Пхеньян ждет внимания от Вашингтона
Россия внимательно следит за подготовкой к запуску северокорейской ракеты, которая, как утверждает Пхеньян, должна вывести на орбиту спутник связи. "Мы отслеживаем ситуацию", -- заявили в российском МИДе. Первая информация о подготовке ракетного запуска появилась в иностранных СМИ на основе данных американских спутников-шпионов о том, что в район ракетного полигона на восточном побережье КНДР доставляют цилиндрические объекты, напоминающие компоненты межконтинентальной ракеты. На днях представитель комитета аэрокосмических технологий КНДР сообщил о планах запуска в космос искусственного спутника связи "Кванменсон-2" с помощью ракеты-носителя "Ынха-2". В 1998 году Северная Корея объявила, что произвела запуск ракеты "Пэктусан" с искусственным спутником "Кванменсон-1".
В Пхеньяне утверждают, что речь идет о мирном освоении космоса. Однако в Вашингтоне, Токио и Сеуле говорят об "угрозе миру", указывая на наличие у КНДР ядерного оружия, при этом новая ракета якобы может нанести ядерный удар по военной базе США на Гавайских островах. Министр иностранных дел и внешней торговли Республики Корея Ю Мен Хван заявил, что испытание Севером любой баллистической ракеты, даже носителя космического спутника, станет нарушением принятой в 2006 году резолюции Совбеза ООН, запретившей Пхеньяну разработку баллистических ракет.
В резолюции СБ ООН №1695 от Северной Кореи потребовали «приостановить все формы деятельности, имеющие отношение к программе баллистических ракет, и вновь взять на себя все прошлые обязательства по мораторию на запуск ракет». Но это положение поддается двоякому истолкованию, ведь термин «баллистические ракеты» обычно применяется в отношении военной техники, а не гражданских ракет-носителей.
По мнению руководителя отдела азиатских программ вашингтонского Центра мировой политики Селига Харрисона, для создания ядерной боеголовки был использован весь имевшийся в КНДР оружейный плутоний. Так что боеголовка всего одна, а после того как КНДР согласилась в 2008 году демонтировать реактор ядерного центра в Енбене, плутоний для второй боеголовки северокорейцам взять негде. Единственную боеголовку можно использовать как орудие сдерживания или даже как инструмент внезапного превентивного удара, но общий исход возможного конфликта на Корейском полуострове она не изменит, ведь у американцев в арсенале тысячи ядерных боеприпасов.
Наличие у Северной Кореи ядерного оружия не меняет стратегическую расстановку сил на полуострове. Оборонные расходы КНДР составляют более трети бюджета, но Юг на военные нужды тратит примерно в 20 раз больше Севера. По мнению южнокорейских военных экспертов, армия Южной Кореи без поддержки США в состоянии отразить нападение северян и даже перенести войну на территорию противника. К 2012 году в вооруженных силах Республики Корея будет создан оперативный пункт управления противоракетной системой стоимостью 214 млн долл., после чего южане смогут обнаруживать и уничтожать северокорейские ракеты на расстоянии от 400 км до 1 тыс. км.
Бывший посол США в Южной Корее Стивен Босворт, ныне назначенный руководителем американской делегации на шестисторонних переговорах, сообщил журналистам, что во время его поездки в Пхеньян северокорейские чиновники вновь подтвердили свою приверженность окончательному разоружению Корейского полуострова. А когда группа указала на обеспокоенность международного сообщества подготовкой ракетного запуска, "они сказали, что мы должны подождать и посмотреть". По словам Босворта, северокорейцы «рассматривают ракетную проблему как совершенно рядовой вопрос». Селиг Харрисон подтверждает, что Пхеньян готов обсуждать в ходе прямых переговоров с Вашингтоном вопрос о своей ракетной программе.
Чего же добивается Пхеньян? Ответ стоит искать в событиях 1998 года, когда КНДР впервые осуществила сравнительно успешный запуск подобной ракеты. Это привело к заметному оживлению контактов между США и КНДР. В октябре 2000 года Вашингтон посетил Чо Мен Рок -- тогда второе лицо в северокорейской иерархии. По итогам визита было принято коммюнике, в котором обе стороны заявили, что не имеют враждебных намерений по отношению друг к другу. Вскоре после этого, 22--25 октября 2000 года, с ответным визитом Пхеньян впервые посетила госсекретарь США Мадлен Олбрайт.
Переговоры с Ким Чен Иром продолжались более пяти часов, и результат удовлетворил обе стороны. Американцы сочли, что им удалось повлиять на корейский режим, добившись прекращения ракетной программы. Ким Чен Ир сумел произвести на гостей впечатление человека, с которым можно вести переговоры, "разменяв" замораживание ракетной программы Северной Кореи на развитие ее отношений с внешним миром. Речь зашла даже о северокорейско-американском саммите. Предлагавшая эту идею Олбрайт подчеркивала, что визит в Пхеньян президента США мог бы кардинально изменить ситуацию, подобно исторической поездке Никсона в Китай в 1972 году. Однако победивший на выборах в ноябре 2000-го президент Джордж Буш перечеркнул все, что было достигнуто в отношениях с КНДР Клинтоном и Олбрайт.
Показательно, что в февральском выступлении по случаю дня рождения северокорейского лидера Ким Чен Ира председатель президиума Верховного народного собрания КНДР Ким Ен Нам гневно клеймил Юг и даже говорил о "решительных действиях" против Сеула. Но ни одного слова критики в адрес США не прозвучало. Пхеньян хочет наладить с Америкой двустороннее сотрудничество, чтобы получить возможность лавировать между КНР и США -- подобно тому, как в свое время лидер КНДР Ким Ир Сен лавировал между КНР и СССР.
Новая администрация США занята внутренними проблемами, и ей не до Северной Кореи. Внимание американцев к корейской проблеме падает. А вот КНДР хочет привлечь к себе внимание и потому нарочито готовится к пуску открыто.
Российским политикам и экспертам следует учитывать, что действия Пхеньяна адресованы американцам, а на самом деле уровень «ракетной угрозы» крайне низок. Ажиотаж вокруг ракетного пуска -- это игра, в которой Россия не участвует. И потому у Москвы нет никакой необходимости присоединяться к возмущенным заявлениям Вашингтона и Сеула.
Константин АСМОЛОВ, ведущий научный сотрудник Центра корейских исследований Института Дальнего Востока РАН