Время новостей
     N°33, 27 февраля 2009 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  27.02.2009
Галерейные радикалы
Выставка молодых французских художников на «Винзаводе»
Как говорится в аккуратно скроенном к выставке пресс-релизе, галерея "Риджина" продолжает линию на внедрение в московскую художественную жизнь восходящих звезд международного искусства. На этот раз к нам привезли работы французского дуэта Claire Fontaine. Примечательно: творчество молодой французской группы (она образовалась в 2004-м) ужасно напоминает то, что делают левые художники с территории бывшего Союза, такие как московская группа "Радеки" или киевская РЭП. Отличие в том, что продукция Claire Fontaine (название «Чистый родник» заимствовано у французской марки школьной тетради) выпускается в более сделанном, рыночном, приглаженном варианте, что вряд ли соотносится с молодым, да еще и с претензией на радикальность искусством. Выставка называется "Разрушение молодит" -- это цитата из очень высокого ценимого молодыми радикалами Вальтера Беньямина.

Как и подобает политическому искусству, оно строится вокруг цитат из правильных и хорошо знакомых подготовленному зрителю авторов. Здесь рецепты соблюдены с точностью начинающей домохозяйки. Если первый зал иллюстрирует цитату из старого доброго Беньямина, то второй -- из Франца Кафки, что, очевидно, должно подчеркнуть невероятную демократичность экспозиции. Цитация весьма прямолинейная: из неоновых ламп, например, просто выложено слово "Америка" -- название первого, незаконченного роман Кафки о сложной жизни иммигранта в Америке. Для этой неоновой Америки выделен самый большой зал "Риджины". Очевидно, чтобы показать чистое, инсталляционное искусство, которое не для продажи. Во втором зальчике висят относительно небольшие объекты, которые вполне можно унести к себе на виллу (особенно если заплатить заявленную цену галеристам). Тройка небольших, но тщательно нарисованных образчиков радикальной живописи, вычерченная неоном цитата из Беньямина про то, что "разрушение молодит"... и в общем-то и все. На картинках схематично, почти как на дорожных знаках, нарисованы связки ключей, монетки -- то есть то, что неизбежно для человека в коммуникации с городом. Такие картинки -- дорожные знаки с мифологизированной городской символикой прекрасно знакомы нам и по работам Валерия Чтака, художников группы РЭП.

Если бы перед автором этой заметки стояла цель похвалить молодых художников, то можно было бы отметить их демократичность. Правда, на самом деле это скорее пригодность для рынка. Совсем непонятное вряд ли кто купит. Но все равно попробуем похвалить. Во-первых, за относительную понятность -- концепция "Разрушение молодит" проста и понятна даже человеку, никогда не читавшему Беньямина. Сразу вспоминается тургеневский Базаров из школьной программы, который в спорах с Павлом Петровичем заявлял, что главная задача нигилистов -- сломать все старое, чтобы "место расчистить". А во-вторых (и это, наверное, самая сильная сторона французов), за то, что они в качестве пластического материала используют существующие осколки городской коммуникации: неоновые вывески, странные жетоны, плакаты, которые они почти вживую, почти как ready made переносят из городского в выставочное пространство. Временами это получается достаточно красиво. Но, увлеченно рассматривая фотографии их лучших инсталляций, нет-нет да и подумаешь: а при чем тут критическое искусство и Кафка с Беньямином?

Антон НИКОЛАЕВ
//  читайте тему  //  Выставки