|
|
N°32, 26 февраля 2009 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Самолеты «Аэрофлота» ушли в «Полет»
Новинка авиапрома повезет продукты на север
Авиакомпания «Полет» вчера подписала с лизинговой компанией «Ильюшин Финанс Ко.» (ИФК) контракт на финансовый лизинг трех грузовых самолетов Ил-96-400Т. Соглашение предусматривает опцион еще на три такие же машины. Согласно другому контракту, заключенному ИФК в 2007 году, эти же самые самолеты должно было получить ЗАО «Аэрофлот-Карго» -- дочерняя компания «Аэрофлота». В связи с финансовым кризисом «Аэрофлот-Карго» отказался от заказанных лайнеров. Однако генеральный директор «Полета» Анатолий Карпов вчера заявил «Времени новостей», что его компания и в нынешней непростой конъюнктуре сумеет обеспечить рентабельную эксплуатацию Ил-96-400Т.
Со стороны «Аэрофлота» приобретение Ил-96 могло бы стать формой исполнения инвестиционных обязательств, принятых на себя компанией еще в 1999 году согласно договору, который она заключила тогда с правительством России. Президент "Объединенной авиастроительной корпорации" (ОАК) Алексей Федоров вчера сказал, что продолжит переговоры с «Аэрофлотом» насчет того, какой другой авиатехникой отечественного производства можно будет «закрыть» это соглашение.
Новый российский самолет Ил-96-400Т продвигается на рынок довольно извилистым путем. Еще в 2001 году ИФК заключила соглашение о поставке четырех таких машин (в грузовой версии) авиакомпании "Атлант-Союз", контролируемой московским правительством. Однако к тому моменту, когда была налажена сборка этих самолетов на ОАО «Воронежское акционерное самолетостроительное общество» (ВАСО), «Атлант-Союз» вышел из бизнеса грузовых авиаперевозок и отказался от заказа. Сейчас эта компания вместе с ГТК «Россия» и еще полудюжиной других авиаперевозчиков участвует в формировании крупного объединения, получившего рабочее название «Росавиа» и нацеленного на захват лидерства в пассажирском сегменте отечественного авиарынка.
Следующим покупателем Ил-96-400Т стал «Аэрофлот-Карго». С его материнской компанией -- «Аэрофлотом» -- ИФК связывали болезненные и запутанные взаимоотношения. Контракт по грузовым самолетам отчасти призван был их разрядить.
В 1998 и 1999 годах «Аэрофлот» заключил с существовавшим тогда Министерством экономики России инвестиционное соглашение в обмен на право беспошлинного ввоза самолетов иностранного производства. С течением времени обязательства, предусмотренные инвестсоглашением, трансформировались сначала в контракт с ИФК на шесть Ил-96-300 (более ранняя версия того же самолета), а затем и в чреду судебных разбирательств вокруг того же контракта.
В июне 2007 года история получила дальнейшее развитие: стороны подписали новый контракт: на шесть грузовых Ил-96-400Т. В сентябре 2008 года ВАСО даже успел официально передать первую из этих машин «Аэрофлоту-Карго». «Однако в нынешних экономических условиях, -- сказал вчера «Времени новостей» генеральный директор «Аэрофлота-Карго» Олег Королев, -- мы сочли неоправданным вводить в наш парк новый для нас тип воздушного судна». Сейчас основу этого парка составляют американские машины MD-11.
Для «Полета» Ил-96-400Т тоже стал новой машиной. Более того, для воронежской компании это старт нового типа авиатранспортного бизнеса. Сейчас она специализируется на разовых перевозках нестандартных и сверхгабаритных грузов, используя для этого свой парк из восьми самолетов Ан-124 «Руслан». Ил-96-400Т предполагает работу на регулярных маршрутах с генеральным грузом. Гендиректор «Полета» Анатолий Карпов сказал вчера, что намеревается ориентироваться на внутренний российский рынок, прежде всего на перевозки продуктов питания и товаров в отдаленные северные и восточные пункты страны. В ответ на замечание, что эксперты прогнозируют падение спроса на этом рынке в обозримом будущем, г-н Карпов сказал лишь, что нынешний кризис не первый из пережитых его компанией.
Вероятно, отчасти его оптимизм подпитывают выгодные условия 15-летнего финансового лизинга, предоставленные ИФК. Не называя конкретных цифр, генеральный директор ИФК Александр Рубцов сказал вчера: «Мы сделали клиенту интересное предложение». Каталожную стоимость Ил-96-400Т он обозначил как «более 100 млн долл.». Согласно неофициальным данным, «Аэрофлот-Карго» в 2007 году контрактовал их по 60 млн долл. за штуку.
По словам г-на Рубцова, все три лайнера из твердого заказа «Полета» будут введены в эксплуатацию в сентябре 2009 года. Тогда же ИФК ожидает, что «Полет» примет решение о переводе своего опциона еще на три Ил-96 в статус твердого заказа. Президент ОАК Алексей Федоров сообщил, что всего на ВАСО в разных стадиях сборки находится семь таких машин (включая три готовые).
Насчет взаимоотношений с «Аэрофлотом» он сказал: «Мы полагали, что поставкой самолетов ИЛ-96-400Т закроем инвестиционное соглашение, которое было у "Аэрофлота". Мы будем продолжать консультации по поводу того, как закрыть инвестсоглашение». По его словам, о конкретном типе самолета, который мог бы стать предметом нового соглашения, пока говорить рано.
Г-н Рубцов заявил, что ИФК и «Аэрофлот-Карго» остаются партнерами. Однако ни он, ни г-н Королев не смогли уточнить, в каких формах их партнерство продолжится.
Михаил КУКУШКИН