Время новостей
     N°72, 23 апреля 2002 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  23.04.2002
Америка нам не указ
Москва решила разоружаться в одностороннем порядке
В минувший уикенд Москва в одностороннем порядке выступила с беспрецедентно-миролюбивыми инициативами. Россия добровольно отказывается от одного из своих главных атомных козырей -- крупнейшего в мире арсенала тактического ядерного оружия (ТЯО). Как было заявлено в российском докладе на завершившейся в Нью-Йорке первой сессии подготовительного комитета конференции по рассмотрению действия Договора о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО), Москва планирует без каких-либо дополнительных согласований выполнить к 2004 году свои односторонние обязательства по сокращению ТЯО. При этом, по утверждению российской стороны, значительная часть тактических ядерных боеприпасов -- в том числе все ТЯО военно-воздушных сил, военно-морского флота и войск противовоздушной обороны -- реально уничтожена уже к сегодняшнему дню. В наших арсеналах остались лишь атомные боеприпасы сухопутных войск, полная ликвидация которых «пока сдерживается недостаточным финансированием, а также выполнением договорных обязательств по уничтожению и сокращению обычных вооружений, стратегического наступательного оружия (СНВ-1) и уничтожению химического оружия». Революционность этого шага заключается в том, что в отличие от стратегических ядерных сил (т.е. ядерного оружия, имеющего межконтинентальную дальность действия), которые еще со времен «холодной войны» были ограничены жесткими рамками системы договоров, заключенных между Москвой и Вашингтоном, «малые» ядерные арсеналы ТЯО (атомное оружие поля боя) никогда не попадали под действие международных соглашений. Однако их потенциальная опасность не становилась от этого меньше: ведь уничтожить все живое на Земле с помощью ТЯО так же легко, как и боеголовками стратегических ракет.

История взаимоотношений Востока и Запада совершила очередной виток: однажды Москва и Вашингтон уже были близки к ликвидации ТЯО. Кстати, тогда, в 1991 году, инициатива исходила с противоположной стороны Атлантики. Америка, напуганная тем, что СССР после августовского путча как никогда был близок к полному хаосу, выступила с односторонней программой мер «ядерного доверия». 17 сентября Джордж Буш-старший объявил о том, что армия США снимает с боевого дежурства тактические ядерные ракеты в Европе и отправляет на склады ТЯО со своих боевых кораблей и подлодок. Буквально через несколько дней президент СССР Михаил Горбачев ответил американцам «зеркальной» инициативой о ликвидации отдельных типов ТЯО. Кстати, для большинства советских людей перечень ядерных вооружений нашей армии, который содержался в горбачевском заявлении, был настоящим откровением. До этого у нас мало кто задумывался (а тем, кто задумывался, КГБ быстро объяснял что к чему) о том, что советский ВПК, похоже, разработал атомные боеголовки буквально ко всему, что летало, стреляло или плавало. В списке фигурировали ядерные мины и фугасы, глубинные бомбы и торпеды, зенитные ракеты и авиабомбы, артиллерийские снаряды и минометные мины... На тот момент общее количество тактических боеголовок у обеих сторон ориентировочно составляло около 50 тыс. штук! Более же точного количества ТЯО никто и никогда не знал и не знает до сих пор. Придя к власти, Борис Ельцин в январе 1992-го еще успел подтвердить эти обязательства СССР от имени России, но потом переговоры по ТЯО наглухо застопорились. Военные обеих стран по-прежнему считали подобное оружие своим «последним аргументом», а политики категорически воздерживались от комментариев на сей счет.

По мере охлаждения российско-американских взаимоотношений тема ТЯО все чаще стала использоваться для давления на Москву. Даже если не брать в расчет растиражированную в десятках боевиков любимую страшилку голливудских сценаристов -- продажу коррумпированными советскими военными тактических ядерных боеголовок террористам, то все равно хватало и достаточно серьезных обвинений. Пожалуй, самыми громкими скандалами на эту тему стали разоблачения Александра Лебедя по поводу потерявшихся «ядерных чемоданчиков» и прошлогодняя истерика американцев из-за переброски тактических ядерных ракет в Калининградскую область, которую якобы зафиксировала их разведка. Москва каждый раз заметно нервничала, невнятно оправдывалась, но на односторонние шаги все же не шла. Россия явно надеялась использовать ТЯО в качестве своего козыря на переговорах по сохранению Договора по ПРО и дальнейшим сокращениям стратегических вооружений. Министр иностранных дел Игорь Иванов и не считал нужным этого скрывать, публично заявляя: «Что касается проблемы тактического ядерного оружия, то Россия готова к обсуждению данного вопроса в рамках переговоров по СНВ-3. Пойдет процесс по СНВ -- пойдут и разговоры в этой сфере». Судя по нынешнему заявлению в Нью-Йорке, с этими надеждами Кремль уже окончательно распростился, смирившись и с выходом США из Договора по ПРО, и с «виртуальным» сокращением американских ядерных арсеналов. Сейчас Россия готова ужу к минимальному «размену» по ТЯО: приступая к односторонней ликвидации боеголовок, она просит Штаты об одном -- вернуть на территорию США атомные боезаряды, которые после окончания «холодной войны» по-прежнему остаются на складах ряда стран НАТО в Европе. Для Москвы сейчас это особенно актуально, поскольку она боится, что в ходе очередного этапа расширения НАТО на Восток имеющееся у блока американское ТЯО может вплотную придвинуться к нашим границам.

Юрий ГОЛОТЮК