Неожиданный поворот произошел на проходящем в Верховном суде (ВС) Кабардино-Балкарии судебном процессе над участниками
вооруженного нападения на Нальчик в октябре 2005 года. Начался он еще полтора года назад, но с тех пор практически не сдвинулся с мертвой точки -- все последнее время суд пытался собрать коллегию присяжных, что было действительно непросто, поскольку на скамье подсудимых по этому делу оказалось сразу более полусотни человек. Однако на днях суд постановил, что рассматриваться оно должно вообще без присяжных -- коллегией из трех профессиональных судей.
Это стало возможным благодаря утвержденным накануне Нового года поправкам в Уголовный и Уголовно-процессуальный кодексы РФ, согласно которым все дела террористического и экстремистского характера с 2009 года рассматриваются без присяжных. По мнению многих наблюдателей, эти поправки в УК и УПК были введены во многом именно под процесс в Нальчике, поскольку некоторые представители правоохранительных органов и политики решили, что суды присяжных на Кавказе слишком часто оправдывают предполагаемых боевиков и террористов. Защита же подсудимых сразу выразила возмущение, полагая, что решение ВС незаконно. Ведь в результате вышло так, что в данном случае закон получил обратную силу.
В результате нападения боевиков в октябре 2005 года на целый ряд объектов силовых структур в Нальчике погибли 35 сотрудников правоохранительных органов и военнослужащих и 14 гражданских лиц, пострадали 129 силовиков и 66 местных жителей. Процесс над участниками нападения начался в октябре 2007 года, причем из-за большого количества обвиняемых специально для этого было построено новое здание судебных заседаний, которое примыкает непосредственно к СИЗО. На скамье подсудимых изначально находилось 59 человек (один позже умер), еще 95 боевиков было убито в ходе нападения, 13 человек амнистированы до суда, а еще 14 подозреваемых до сих пор находятся в розыске. Уголовное дело насчитывает 1340 томов, и кроме обвиняемых по нему проходят свыше 440 потерпевших и порядка 2 тыс. свидетелей.
Во время предварительных слушаний 25 марта 2008 года 34 из 58 подсудимых (один из них в феврале умер от цирроза печени) высказались за то, чтобы суд проходил с участием присяжных, и суд принял соответствующее постановление. В течение года из порядка 2 тыс. вызванных в суд кандидатов было отобрано лишь 15 присяжных, хотя для начала судебного процесса требовалось 12 основных и еще 25 запасных присяжных. Кроме того, даже у избранных 15 заседателей срок полномочий закончился 31 декабря 2008 года.
После почти двухмесячного перерыва в процессе Верховный суд КБР 18 февраля должен был начать новый отбор присяжных, но гособвинение заявило ходатайство об изменении состава суда и дальнейшем рассмотрении дела не присяжными, а коллегией из трех профессиональных судей. Прокуроры мотивировали свое решение именно новыми поправками в УК и УПК. 20 февраля судья Мухамед Ташуев, несмотря на протесты защиты, это ходатайство удовлетворил.
По словам заместителя председателя Верховного суда КБР Заура Кодзокова, суд в своем решении отдать дело коллегии из трех судей руководствовался действующим законодательством. «Такое решение соответствует ст. 4 УПК РФ, предусматривающей, что при производстве по уголовному делу применяется закон, действующий во время производства соответствующего процессуального действия. На суде в этот период проводилось формирование коллегии присяжных заседателей, но оно не было завершено. А 30 декабря (2008 года. --
Ред.) были внесены изменения в ст. 31 УПК, предусматривающие, что дела, связанные с терроризмом и экстремизмом, рассматриваются без присяжных, -- сказал он. -- Большинство из подсудимых не согласилось с доводами обвинения, но для суда это не является обязательным условием. После назначения судей процесс начнется заново».
Против этого решения решительно выступила защита подсудимых. По словам Магомеда Абубакарова, представляющего интересы одного из обвиняемых, решение ВС незаконно, так как постановление суда от 25 марта прошлого года -- о проведении процесса с участием присяжных -- до сих пор не отменено. По его мнению, закон не имеет обратной силы, и раз было принято то постановление, отменить его уже нельзя. Г-н Абубакаров отметил, что не удивлен сложившейся ситуацией, так как «гособвинение было изначально заинтересовано в развале коллегии присяжных». Адвокат предположил, что такая позиция прокуратуры связана с предполагаемыми поправками в УПК, которые позволят отнять дело у присяжных, тем самым значительно сократив шансы на оправдательный вердикт. Г-н Абубакаров уверен, что решение Верховного суда КБР нарушает 6-ю статью Европейской конвенции по правам человека, согласно которой обвиняемый имеет право на «независимый и беспристрастный суд, созданный на основании закона», и уже обжаловал решение Верховного суда КБР в Верховном суде России.