|
|
N°31, 25 февраля 2009 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Сдувшийся "Оскар"
Вручены награды Американской академии киноискусства
Из всех вещей, в последнее время девальвировавшихся, потерявших былую привлекательность, сдувшихся (наподобие ставшего «совсем не тем» Нового года), более прочего обидно, конечно, за «Оскара». Несмотря на то что сегодня мы можем заранее посмотреть почти все сражающиеся за награды киноакадемии картины (а то и проследить полную выкладку -- было бы желание) и болеть в момент церемонии за возможных фаворитов вполне осмысленно, распределение золотых фигурок не вызывает и десятой доли того азарта, да и просто искренних человеческих переживаний, которые, ей-богу, на самом деле наличествовали лет даже и десять назад, когда переживать за большинство номинантов приходилось понаслышке.
При этом основной триумфатор нынешней раздачи «Миллионер из трущоб» Дэнни Бойла -- всего восемь «Оскаров»: лучший фильм, режиссура, сценарная адаптация (Саймон Бюфрой, роман-оригинал «Вопрос-ответ» Викаса Сварупа только что стал доступен на русском), операторская работа (Энтони Дод Мантл), монтаж (Крис Дикенс), музыка (А.-Р. Рахман), песня («Джай Хо») и звук -- особенных протестов не вызывает. Довольно сложно представить себе настолько принципиального противника этой картины, что не согласился бы с тем, что фильм на самом деле сделан мастерски, жизнерадостно и иронично. Но все равно ситуация, при которой «Миллионер...» автоматически остается в истории кино в категории наиболее увенчанных картин, кажется если не натянутой, то уж как минимум наводящей на размышления. Тем более что другой объективно куда более выдающийся фильм, «Загадочная история Бенджамина Баттона» Дэвида Финчера (именно он, а не Бойл претендовал в этом году на максимальное количество статуэток), оказался в буквальном смысле слова обделенным, да еще и не без обидного контекста -- фильму были вручены призы по исключительно «внешним» или техническим номинациям: работа художника (Дональд Грэм Берт), спецэфекты и грим (Грег Кенном). Что подразумевает положение «Баттона» в официальной табели о рангах по разряду хитроумно сработанной безделицы.
Лучшим актером оказался не Микки Рурк в «Рестлере», которому эту награду прочило едва ли не все прогрессивное человечество, а Шон Пенн, сыгравший заглавного персонажа в «Харви Милке» Гаса ван Сента. (Этот фильм получил также награду за лучший оригинальный сценарий, который написал Дастин Лэнс Блэк; всего у «Милка» было восемь номинаций, включая «Лучший фильм года».) Герой Пенна -- первый в истории Соединенных Штатов Америки публичный политик (он входил в городской совет Сан-Франциско), который открыто заявлял о своей сексуальной ориентации и спустя некоторое время был убит прямо в здании муниципалитета. Вне зависимости от художественных достоинств и роли, и фильма в целом нельзя не признать, что обойти такого рода фигуру академики в принципе не могли -- настолько она отвечает всем привычным оскаровским требованиям: реальный характер, гей-активист из недалекого прошлого, трагически погибший... Из той же политкорректной оперы -- лучшая актриса года, Кейт Уинслет. Ее работе в «Дороге перемен» Сэма Мендеса предпочли роль в «Чтеце» Стивена Долдри по роману Бернхарда Шлинка (вот-вот должен появиться по-русски) -- женщины, в свое время влюбившей в себя мальчугана в два раза ее младше, а потом обвиненной в военных преступлениях. Героиня не самая однозначная, но полностью укладывающаяся в академические представления о радикализме: сочетание социальных и сексуальных проблем выверено тут как будто на аптекарских весах. Лучшим актером второго плана был, как и ожидалось, объявлен покойный Хит Леджер за Джокера из «Темного рыцаря», а лучшей актрисой -- Пенелопа Крус за ставший у нас уже почти что народным фильм Вуди Аллена «Вики Кристина Барселона».
В остальном -- очевидный и не требующий объяснений минимум: у «Темного рыцаря» статуэтка за монтаж звуковых эффектов, лучший полнометражный мультфильм -- «ВАЛЛ-И» (а не «Кунг-фу панда», как хотелось бы), в разряде короткометражной анимации (где присутствовал единственный российский номинант -- Константин Бронзит с «Уборной историей -- любовной историей») победил «Дом из маленьких кубиков» японца Кунио Като, лучшим неанглоязычным фильмом признали японских же «Ушедших» Еджиро Токито... Возможно, что-то могло сложиться и не совсем так, но кажется, что когдатошний праздник окончательно перешел в разряд пусть вполне трудовых, но каких-то совершенно безрадостных кинобуден.
Станислав Ф. РОСТОЦКИЙ