|
|
N°31, 25 февраля 2009 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Масленица на чужой стороне
Студийцы МХТ привезли в Нью-Йорк Шекспира, Грибоедова и Островского
Сегодня в Нью-Йорке, в Центре искусств Михаила Барышникова, начинаются гастроли актерского курса Константина Райкина Школы-студии МХАТ. Год назад этот курс (ныне выпускной) впервые отправился покорять Америку -- и выступили студенты столь успешно, что получили новое приглашение. Тогда возили вещи, понятные без слов, -- состоящий из актерских этюдов спектакль «Будущие летчики» и танцспектакль «Стравинский. Игры» (движение на курсе преподает Алла Сигалова, и это сказывается на серьезности задач, что ставятся перед студентами, -- с них требуют не меньше, чем с профессиональных танцовщиков). Теперь испытание предстоит посерьезнее -- в репертуаре Шекспир, Грибоедов и Островский, а там разговоры понимать надо.
«Гамлета» и «Горе от ума» сыграют не целиком -- для показа выбраны ключевые сцены. А вот Островский сокращен не будет, хотя именно по его поводу Константин Райкин испытывает наибольшие опасения, о чем и говорил на пресс-конференции в Школе-студии МХАТ. Зрители получат перевод в наушниках, но, естественно, проблемы возникают при трансляции замоскворецких реалий: американцам сложно себе представить такой стиль жизни. Правда, пословице, что стоит в названии, нашли американскую аналогию -- «Не все коту масленица» теперь звучит как Every day is not Sunday («Не каждый день воскресенье»), но при всем остроумии такой находки видно, какие чудесные краски безвозвратно потеряны.
Проект называется «Школа Станиславского сегодня. Сезон 2». Возник он в результате, во-первых, желания Михаила Барышникова познакомить американскую публику с ведущими школами мира и, во-вторых, готовности фонда содействия развитию культуры «Русский век» помочь начинанию. (Фонд «Русский век» -- недавно возникшая организация, поддерживавшая Московскую биеннале-2007 и создание спектакля Кирилла Серебренникова «Фигаро. События одного дня».) Ориентированы показы не на обычных театралов, а на педагогов и актеров -- то есть публика состоит из профи. Что совсем не маленькое испытание для питомцев Константина Райкина: они отвечают за школу Станиславского, не меньше. Впрочем, как рассказывал Райкин на пресс-конференции, его «дети» и в прошлый раз никакого стеснения не испытывали -- ну сидят в зале Барышников и Джессика Ланж, ну и что? («Ребята, говорю я им, может, это лучший миг в вашей жизни, когда еще на вас придут смотреть такие актеры!» -- у Райкина глаза загораются от одного воспоминания; «дети» же явно так не переживали.)
Ректор Школы-студии МХАТ Анатолий Смелянский напомнил журналистам, что отношения с американскими актерскими школами у школы-студии существуют уже два десятка лет -- американцы приезжают сюда на стажировки, педагоги МХТ работают в летних школах. Взглянуть на то, что получается «с другой стороны», можно будет совсем скоро -- американские ученики Марины Брусникиной приезжают в Москву, чтобы показать «Маленькие трагедии». На английском языке, разумеется, -- студентов не заставляют учить русский, хотя некоторые пламенные энтузиасты и хотят того. Проверить эффективность международного сотрудничества можно будет 11 и 12 марта в учебном театре Школы-студии МХАТ.
Анна ГОРДЕЕВА