|
|
N°72, 23 апреля 2002 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Россия и ВТО дошли до обсуждения итогового доклада
Очередной раунд переговоров по вступлению России во Всемирную торговую организацию начался вчера в Женеве. 24--25 апреля на заседании рабочей группы пройдет первое чтение проекта итогового доклада, подготовленного секретариатом ВТО. По результатам этого заседания можно будет судить о достигнутых российской стороной успехах на переговорах и о том, как долго еще они будут продолжаться. Ход переговоров корреспонденту газеты «Время новостей» Вере СИТНИНОЙ прокомментировал Андрей КУЗНЕЦОВ, проректор Высшей школы экономики, руководитель экспертного совета рабочей группы РСПП по вступлению России в ВТО.
-- Как вы оцениваете перспективы присоединения России к ВТО?
-- Переговоры вступили в самую трудную и решающую стадию. По информации РСПП, западные партнеры четко и жестко сформулировали интересы ВТО в отношении доступа на рынок российских товаров и услуг. В ближайшее время будут окончательно сформулированы дополнительные требования, которые налагаются на страну-претендента из-за неполного соответствия ее экономики нормам и принципам ВТО. От России, например, могут потребовать повышения внутренних цен на электроэнергию.
-- Чего следует ожидать от очередного раунда переговоров?
-- В ходе нынешней сессии переговоры должны выйти на финишную прямую. Продолжится обсуждение несогласованных ранее ставок таможенных пошлин (80% ставок уже согласовано. -- Ред.). В том числе и по наиболее чувствительным для нас товарам -- автомобилям, сельхозтоварам, нефтехимии, мебели.
По итогам переговоров российская делегация даст ответ на главный вопрос -- присоединяемся ли мы к ВТО с полным или с усеченным набором прав, и готовы ли западные страны пойти на предоставление России временных льгот. Обсуждение проекта итогового доклада станет лакмусовой бумажкой намерений членов ВТО в отношении России. Если члены ВТО предложат заведомо неприемлемый документ, то станет ясно: либо они вообще не ждут Россию в ВТО, либо добиваются от нас дополнительных уступок. И тот и другой вариант вряд ли обрадует российскую сторону. Но даже абсолютно неприемлемый вариант будет означать не конец переговоров, а просто их затягивание.
-- Известно, что позиции правительства и ряда отечественных товаропроизводителей по вступлению в ВТО не совпадают. Найден ли, на ваш взгляд, компромисс между бизнесом и властью?
-- Полного компромисса по этому вопросу быть не может. Обязательно будут проигравшие. Вопрос в том, будут ли отвечать интересам России -- как стратегическим, так и тактическим -- условия членства в ВТО.
Сейчас правительство ведет активный диалог с бизнесом, в частности с РСПП, какими должны быть условия присоединения России к ВТО с точки зрения интересов деловых кругов. Но переговоры -- вещь динамичная, и все постоянно меняется. Именно поэтому консультации между бизнесом и правительством носят регулярный характер.
-- А как вы оцениваете плюсы и минусы вступления нашей страны в ВТО?
-- Даже если нам будут предложены самые лучшие условия, нет никакой гарантии, что Россия извлечет только пользу, вступив в ВТО. Одной из главных функций этой организации является предотвращение торговых конфликтов, которые в прошлом часто перерастали в конфликты военные. Если вы живете в цивилизованном мире, то лучше, чтобы все играли (в том числе и в торговые войны) по одним и тем же правилам, в противном случае будет царить анархия. Поэтому члены ВТО заинтересованы во вхождении России в эту организацию. Но одновременно они не заинтересованы в укреплении позиций России на мировом рынке, что вполне естественно, поскольку все члены ВТО являются одновременно и партнерами, и конкурентами.
Самым большим минусом для России может стать то обстоятельство, что даже добившись самых выгодных условий членства в ВТО, мы не сможем использовать весь потенциал этой организации. Главная проблема в том, что торговая политика в России по-прежнему играет подчиненную роль и во многом является заложником политики внешней. Мы можем пойти на принятие абсолютно неприемлемой для нас с экономической точки зрения торговой меры, если вдруг на горизонте забрезжат какие-то внешнеполитические дивиденды.
Беседовала Вера СИТНИНА