|
|
N°72, 23 апреля 2002 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Преемник Бертоссы пойдет другим путем
Нового прокурора Женевы отмывание не интересует
Даниэль Заппелли, 38-летний судья первой инстанции, поддержанный правоцентристским альянсом, победил на выборах генерального прокурора кантона Женева. Большинством в 52 голоса он взял верх над 49-летним прокурором Жаном-Бернаром Шмидом. В голосовании приняло участие больше избирателей, чем даже на выборах в кантональный парламент -- Большой совет. По мнению наблюдателей, такой интерес объясняется тем, что уходящий Бертосса фактически сделал Дворец правосудия реальной третьей ветвью власти в Женеве. Бертосса был первым генпрокурором, избранным всеобщим голосованием, и его программой была борьба с экономической преступностью.
Официальный результат голосования огласили с задержкой, более того, вчера говорили о том, что сделают это не ранее чем через пару недель. Минимальный перевес (52 голоса) позволял требовать пересчета и открывает широкие возможности для исков, однако Шмид не стал этим пользоваться и признал поражение.
По сути, на выборах противостояли друг другу два оппонента в деле Бородина. Шмид выполнял функции прокурора, надзиравшего над следствием. Ведущий адвокат Бородина мэтр Доминик Понсе возглавлял союз противников линии Бертоссы, который выдвинул и поддержал Заппелли. «Некоторые компании стали обходить Женеву как финансовый центр из-за лавины расследований по отмыванию денег», -- заявил адвокат, призвав сосредоточить внимание на делах, более близких рядовым гражданам.
После оглашения первых результатов Заппелли заявил: «Как генеральный прокурор я буду представителем власти в Женеве, и поэтому моим абсолютным приоритетом будет безопасность граждан». Он намерен сконцентрировать внимание на борьбе с мелкими преступниками, поскольку по новому закону «против отмывания денег должно бороться федеральное правительство». Однако Заппелли признал, что очень трудно стать преемником Бертоссы, «который создал модель деятельности генпрокурора в Женеве».
Со своей стороны Шмид выступал как продолжатель линии Бертоссы, который считает, что значение нового закона преувеличивают. «Если генпрокурор захочет возбудить дело, он сможет сделать это, -- сказал Бертосса накануне выборов. -- Из-за неясностей в новом законе, полагаю, у него еще есть достаточно возможностей вести собственные расследования, даже на международном уровне».
Новому генеральному прокурору наверняка придется считаться с тем фактом, что он был избран весьма ненадежным большинством. Однако можно с уверенностью сказать, что, если победу Заппелли утвердят, наследие Бертоссы будет постепенно предаваться забвению.
Генеральный прокурор Украины Михаил Потебенько подал в отставку в связи с переходом на постоянную работу в Верховную раду, сообщил вчера пресс-центр генпрокуратуры. Потебенько, остававшийся на посту с июля 1998 года, избран депутатом по списку коммунистической партии. Его увольнение трудно назвать неожиданным, слухи о неминуемой отставке ходили с конца 2000 года, когда генпрокурор оказался одним из главных действующих лиц шумного политического скандала с исчезновением оппозиционного журналиста Георгия Гонгадзе. Оппозиция требовала тогда уволить всех силовиков, которых обвиняла в причастности к убийству Гонгадзе. Через некоторое время президент Кучма под разными предлогами избавился от главы СБУ Деркача и министра внутренних дел Кравченко. Потебенько задержался на посту дольше всех, но подошла и его очередь. Тем более что прохождение в Раду стало удачным предлогом. В Киеве считают, что нового главу генпрокуратуры придется ждать несколько месяцев -- политические силы заняты дележом нового парламента и до окончания этого торга вряд ли будут назначать генпрокурора.
Варвара СЕМЕНОВА, Женева