|
|
N°31, 25 февраля 2009 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Негорьковский автомобильный завод
По новому городскому генплану ГАЗ может покинуть Нижний Новгород
В Нижнем Новгороде началось всенародное обсуждение нового генерального плана развития города до 2030 года. Главная цель документа -- вернуть Нижнему Новгороду его дореволюционную роль третьей столицы России, превратить его из «города для вооружения» в «город для людей» и даже «экологическую столицу России». Недоброжелатели говорят, что новый генплан -- калька с генплана Москвы, сделанная одними и теми же разработчиками. Больше всего вопросов у общественности вызывает перенос большинства промышленных предприятий за черту города в специально отведенные промзоны.
По словам заместителя директора ГУП НИиПИ (Научно-исследовательский и проектный институт генплана) Москвы Александра Коллонтая, одна из главных проблем Нижнего Новгорода -- транспортная. Она заключается в слишком большом промежутке времени, затрачиваемом нижегородцами, чтобы добраться на работу общественным транспортом, -- в среднем примерно 37 минут вместо оптимальных 30. Для решения проблемы москвичи предлагают «приближать места расселения к точкам приложения трудовых ресурсов». То есть возвращаться к практике советских лет, когда жилье строилось в непосредственной близости от работы.
Разработчики пришли к выводу, что в городе необходимо создать три транспортных полукольца, а на пересечении каждой магистрали с кольцом предусмотреть систему многоярусных парковок. Впервые в России в Нижнем Новгороде может появиться скоростной трамвай. Этот проект возник как альтернатива метрополитену. Дело в том, что строительство метро -- дело очень дорогостоящее. По словам Александра Коллонтая, «город хочет такое метро, на которое не хватит и двухсот бюджетов».
С другой стороны, чем дальше будет развиваться метро, тем больше будет ощущаться разреженность пассажиропотока. Скоростной трамвай дешевле, но в России нет опыта его развития. "Пока наша задача -- зафиксировать коридоры, нанести их на карту красной линией, чтобы не допустить строительство в зоне, где когда-нибудь, возможно, пойдет скоростной трамвай", -- сказал по этому поводу мэр Нижнего Новгорода Вадим Булавинов.
Проект генплана предусматривает постепенный вынос из города на периферию большинства промышленных предприятий, включая таких монстров, как ГАЗ и «Красное Сормово». Освободившуюся территорию предполагается использовать под общественно-деловую застройку. «Если раньше это был закрытый город, работающий в основном на оборонную промышленность, где почти не думали об экологии, то сейчас экологическая проблема встала очень остро», -- пояснил Александр Коллонтай.
Однако не все так просто. По мнению директора экологического центра «Дронт» Асхата Каюмова, «это хорошая идея, но я пока себе не представляю перенос, например, ГАЗа». По информации "Времени новостей", на ГАЗе тоже не очень хорошо себе представляют технологию возможного переезда завода, однако от официальных комментариев пока отказываются, ссылаясь на приоритет в данном вопросе городской администрации.
«Давления проектировщиков на промышленников не должно быть -- должен быть компромисс, -- заявил «Времени новостей» заместитель генерального директора Нижегородской ассоциации промышленных предприятий Геннадий Хомутов. -- Нужно идти по пути постепенного улучшения экологических условий жизни людей, но не забывая про наличие рабочих мест и наполнение бюджета. Сегодняшний кризис показал, что некоторые производственные площади все равно пустуют и бизнес будет их как-то выделять. Однако это длительный процесс, и сплеча рубить здесь нельзя».
С другой стороны, радикальный вынос промышленных предприятий за городскую черту, который предлагают разработчики генплана, не предполагает перемещения такого специфического объекта, как аэропорт. Хотя аэропорт и является источником шумового дискомфорта для значительной части нижегородцев. Этой категории горожан остается надеяться, что со временем шумовые характеристики летательных аппаратов будут значительно комфортнее для их ушей.
С такими утверждениями не согласен глава Автозаводского района Нижнего Владимир Солдатенков, который склоняется к радикальному решению -- выносу аэропорта за границы Нижнего Новгорода. «Выносить аэропорт не дороже, чем ГАЗ», -- полагает г-н Солдатенков.
Факты разработчиков оказались не менее убийственными -- «аэропорт не выносим потому, что это федеральная структура». Из дальнейших пояснений г-на Коллонтая вытекало, что при очень большом желании федеральные власти можно было бы уговорить. «У нас не хватило оснований, чтобы убедить федеральные органы», -- развел руками заместитель директора НИиПИ генплана Москвы. Как известно, нижегородский аэропорт является запасным для аэропортов Москвы и Санкт-Петербурга.
Сергей АНИСИМОВ, Нижний Новгород