|
|
N°30, 20 февраля 2009 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Камчатский подряд
Лицензию на шельфовое месторождение «Газпром» получит вместе с корейским партнером «Роснефти»
В Москве, судя по всему, решили не портить отношения с Южной Кореей и не доводить дело до тяжбы Korea National Oil Corporation с «Роснефтью». Глава «Роснедр» Анатолий Ледовских заявил вчера, что «Газпром» должен будет создать с KNOС совместное предприятие для разработки нефтегазоносных участков на Западно-Камчатском шельфе. «Совместное предприятие «Газпрома» и корейской KNOС может заняться освоением Западно-Камчатского шельфа. Решение об этом есть», -- заявил г-н Ледовских. Таким образом, корейцам удастся отстоять свою долю в проекте, которой они чуть не лишились после отзыва лицензии на камчатские недра у West Kamchatka Holding BV -- СП «Роснефти» и KNOС.
Условия, на которых корейская компания войдет в СП, г-н Ледовских не раскрыл, заявив лишь, что «они сейчас обсуждаются». При этом в «Роснефти» дают понять, что по-прежнему интересуются разработкой Западно-Камчатского шельфа. В «Газпроме» заявления главы «Роснедр» оставили без комментариев. Источник в компании говорит, что решение будет приниматься на самом высоком уровне, хотя газовый концерн всячески пытался избежать «довеска» к камчатской лицензии в виде бывшего партнера «Роснефти». Но корейцы были настойчивы и грозили нефтяной госкомпании (а значит, опосредованно и государству) международными исками. Свои убытки из-за непродления лицензии корейская компания оценила в 300 млн долл. и, по неофициальным данным, обещала потребовать их у «Роснефти» через арбитраж в Лондоне. Иск пока не подан.
Правда, до выдачи лицензии и формирования СП говорить о форме сотрудничества преждевременно. «Газпром» категорически отказывается допускать иностранные компании к запасам без предоставления ему эквивалентных стратегических активов. Это значит, что KNOС придется либо предложить «Газпрому» привлекательный совместный проект на рынках других стран, либо отказаться от роли совладельца запасов (например, по схеме первой фазы освоения Штокмановского месторождения, где компания-оператор с участием иностранных инвесторов не является владельцем лицензии и запасов).
Права на разработку Западно-Камчатского шельфа «Роснефть» получила в 2003 году и практически сразу привлекла в проект корейских инвесторов, согласившихся финансировать все работы до начала коммерческой добычи и отдавать российской компании ее долю сырья, не дожидаясь, пока окупятся все затраты. Таким образом, 40% West Kamchatka Holding BV отошли к KNOC. На работы по разведке и бурению одной скважины (правда, с нарушением оговоренных в лицензии сроков), которая оказалась пустой, она потратила около 50 млн долларов.
В 2007 году президент Владимир Путин довольно резко раскритиковал ход работы по проекту, который должен стать основной ресурсной базой для газификации Камчатской области. «Мы три года назад уже об этом говорили. Так и не построили газопровод-то. Это федеральная собственность. Все кивают друг на друга... Отдали бы «Газпрому», -- сказал тогда г-н Путин. В итоге газопровод и два небольших месторождения с запасами 15 млрд кубометров газа были переданы «Газпрому». Но газовый монополист заявил, что ему также необходимы шельфовые запасы, и получил политическое согласие.
Проведенная «Росприроднадзором» проверка деятельности West Kamchatka Holding BV выявила нарушение условий лицензии на Западно-Камчатском шельфе. Поэтому когда «Роснефть» в августе прошлого года поставила вопрос о продлении своих прав на месторождения, ей было отказано. После того как лицензия попала в фонд нераспределенных недр, в сентябре прошлого года Владимир Путин заявил на совещании во Владивостоке, что ее надо передать «Газпрому». Соответствующее поручение, как говорили источники в «Газпроме», было записано в протоколе совещания, однако оно пока не выполнено.
Алексей ГРИВАЧ, Кирилл МЕЛЬНИКОВ