|
|
N°29, 19 февраля 2009 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Инциденты не нужны
В Женеве достигнута первая договоренность по Закавказью
Первая договоренность была достигнута вчера в Женеве по итогам четвертого раунда переговоров по стабилизации, безопасности и гуманитарным проблемам в Закавказье. Необходимость в дискуссиях возникла после прошлогоднего августовского вооруженного конфликта вокруг Южной Осетии и разрыва дипломатических отношений между Грузией и Россией. Три встречи, состоявшиеся в минувшем году, результатов не принесли.
На этот раз после десяти часов обсуждения был принят документ о создании механизма предотвращения и реакции на инциденты в конфликтном регионе. Решено, что представители сторон и международных организаций должны встречаться еженедельно для обсуждения ситуации и потенциальных рисков сопровождения гуманитарной помощи. В случае инцидентов будет действовать «горячая линия» -- проще говоря, переговоры будут идти по мобильным телефонам. Предусмотрена также возможность "совместных согласованных посещений мест инцидентов".
В консультациях, которые проходили под эгидой ООН, Евросоюза и ОБСЕ в женевском Дворце Наций, участвовали делегации России, Абхазии, Грузии, США и Южной Осетии. «Нынешний раунд был очень эффективен и конструктивен, -- заметил один из сопредседателей встречи, представитель ЕС француз Пьер Морель. -- Мы вышли на согласование решения проблем безопасности, стабильности и улучшение гуманитарной ситуации». Главы российской и грузинской делегаций -- статс-секретарь замглавы МИДа Григорий Карасин и его коллега Георгий Бокерия -- порознь заявили, что документ имеет большое значение, и теперь необходима политическая воля, чтобы претворить его в жизнь на местах.
На встрече в Женеве был отмечен ряд небольших, но позитивных сдвигов, особенно в гуманитарной области. Наиболее важен вопрос возобновления при содействии ОБСЕ снабжения российским газом Южной Осетии через территорию Грузии. Представители международных организаций среди рекомендаций к подготовке следующей встречи подчеркнули необходимость налаживания поставок гуманитарной помощи населению Южной Осетии как с северного, так и с южного, то есть грузинского, направления.
Григорий Карасин, отвечая на вопрос «Времени новостей», сказал, что против южного направления выступает югоосетинская сторона, опасающаяся, что такие поставки могут стать предлогом для провокаций. Он заметил, что разделяет логику Южной Осетии, так как северный путь надежнее, но в принципе следует искать решения для всех путей гуманитарных поставок.
По словам г-на Карасина, встреча происходила без «процессуально-протокольных проблем», но с трудностями и «эмоциональными всплесками». Представители Абхазии и Южной Осетии высказывали опасения в связи с военными приготовлениями Грузии. Делегатов Южной Осетии волновало то, что на южном пути поставок гуманитарной помощи сосредоточено до 2,5 тыс. спецназовцев и военнослужащих МВД Грузии с тяжелым оружием. Что касается мандатов международных наблюдателей в регионе, высокопоставленный дипломат заметил «ВН», что Россия «будет исходить из факта существования в регионе трех разных государств и направлять все усилия на укрепление безопасность Абхазии и Южной Осетии».
Обсуждение соглашения шло параллельно в двух рабочих группах, созданных в ходе второго раунда в ноябре: одна занимается вопросами безопасности и стабильности, другая -- гуманитарными проблемами. Пленарного совещания, как предполагалось ранее, не состоялось. Но его заменил рабочий завтрак, именно за общей трапезой и был согласован окончательно текст. Причем, как выразился член делегации Южной Осетии, уполномоченный по правам человека при президенте этой страны Давид Санакоев, «улаживание разногласий даже по запятым продолжалось до последней минуты».
По оценке посла ЕС Пьера Мореля, «не следует преувеличивать важность достигнутого соглашения, но не надо и недооценивать его, поскольку это первая договоренность, касающаяся острых и насущных проблем региона». Посол ЕС выразил надежду на то, что на следующем заседании удастся достичь прогресса именно в части «неприменения силы». Когда оно состоится точно, пока неизвестно, но в женевском Дворце Наций говорят о конце мая -- начале июня.
Женевские дискуссии начались 15 октября 2008 года, но их первый раунд был фактически сорван из-за отказа представителей Грузии садиться за стол переговоров с делегациями Южной Осетии и Абхазии. Делегация России тогда сочла, что вести консультации без представителей этих стран бессмысленно. В ходе второго раунда в ноябре ЕС, ООН и ОБСЕ предложили новый формат: две рабочие группы, в которых представители сторон участвуют как бы в личном качестве, без табличек с указанием представляемой страны, что разблокировало тупик. На третьем раунде в декабре переговорщики обсудили механизмы предупреждения конфликтов, но к конкретному соглашению не пришли.
Варвара СЕМЕНОВА, Женева