|
|
N°30, 20 февраля 2009 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Ниже радуги
Группа Over the Rainbow выступила в клубе «Б1 Maximum»
Мы, конечно, видали все. И Queen без Фредди Меркьюри, и Depeche Mode без Алана Уайлдера, и Пола Маккартни, поющего песню Харрисона Something под аккомпанемент гитары укелеле. Нас обломать не так просто. Мы, российские слушатели, сперва ходили на Deep Purple без Ричи Блекмора, потом стали ходить на Deep Purple «без никого», в котором от первого состава остался один Ян Пейс, от лучшего -- Пейс и Ян Гиллан. Мы вообще видели очень много всяких латаных, чиненых и подклеенных групп, проектов и «трибьютов». Так что весть о том, что вокалист Джо Линн Тернер собрал группу Over the Rainbow из музыкантов, игравших в разных составах легендарной Rainbow, пусть и без отца-основателя Ричи Блекмора, нас не слишком удивила.
Виртуальная рок-н-ролльная «скамейка запасных» кажется бесконечной, но фигуры масштаба Ричи Блекмора, который есть отец и столп рок-гитары, попросту нет. Хотя очень многие отличные гитаристы умеют играть «под Блекмора» (тот же Стив Морз, зачем далеко ходить), заменить Ричи невозможно. Но можно подменить. Тернер совершил изумительный по простоте ход: на роль гитариста позвал... сына Ричи, Юргена Блекмора. 45-летний Юрген успел сделать себе какое-то имя в хард-роковом царстве: выпустил несколько альбомов, где-то выступает, но, в общем, звездой его назвать трудно. В возрожденном Rainbow себе он отводит роль скромную: «Я не мой отец и никогда не смогу заменить его. Я просто стараюсь дать публике ощущение той группы... Потому что отец Rainbow возрождать не станет, у него и без этого все в порядке».
Зато у Джо Линн Тернера в порядке не все. Ни один из проектов этого изумительного певца не имел той популярности, которая была у Rainbow. Правда, говорят, что его совместный проект с басистом и вокалистом Гленом Хьюзом хорошо пошел в Японии, но то в Японии... Я из тех, кто считает, что Тернера зря мягко выжили из Deep Purple (он записал один альбом, Slaves and Masters, 1990) -- за полтора десятка лет «снова с Гилланом» группа так ничего сногсшибательного не придумала и превратилась в собственную тень. А с Тернером был шанс сделать что-то интересное, с другой перспективой. (О чем он, кстати, и говорил в одном интервью несколько лет назад. Тогда меня это мнение удивило, но теперь вижу, насколько музыкант был прав.) Да и сам Джо Линн «звездил» бы на стадионах, а не околачивался по клубам, бесконечно перепевая старое.
Ну да ладно. В общем, не знаю, у кого как, а у меня мотив пойти на Over the Rainbow был такой: хотелось услышать давно любимые песни из альбомов Difficult to Cure (1981), Straight Between the Eyes (1982) и Bent out of Shape (1983), спетые «родным» голосом. То есть ничего особенного я не ждал. Но то, что я увидел и услышал, было как-то уж совсем «не особенно». Грубо говоря, ребята вышли и «налабали», как в ресторане. Я не хочу сказать, что они плохо играют, нет, конечно. Я об отношении. Как будто на службу пришли, честное слово! Вроде бы и претензий к музыкантам нет (Блекмор-сын, кстати, оказался феноменально похожим на отца по манере игры и даже по звуку, хотя играл не на «Фендере», а на Jackson.) К звуку -- есть. То, что удалось расслышать в этом жутком звуке, было в точности, как на альбомах. Что с одной стороны хорошо, с другой -- хотелось бы все-таки поживее.
Концерт начался с песни Tarot Woman (альбом Rising, 1976), которую тогда пел, как известно, Ронни Джеймс Дио. Это насторожило: неужели Тернер будет перепевать Дио? Увы, да. И не только Дио, но и вообще всех вокалистов Rainbow, оставив из своих песен буквально пяток... Вторым номером пошла Kill the King (и ее пел Дио). Только в третьей Тернер перешел к своему репертуару, выдав замечательный хит Street of Dreams (1983). Но тут же опять вспомнили «годы Дио» -- Man on the Silver Mountain (1975). Дался ему этот Дио! Я не хочу сказать, что Тернер хуже Дио. Он феноменальный вокалист, который может спеть все что угодно, и звучит, в общем, не хуже, чем луженая глотка Дио. Это не хуже, это просто не то. Тернер -- романтик, в приглаженном, мелодичном взрослом (чтобы не сказать попсовом) Rainbow он был на своем месте. Но материал, с которым работал Дио, совсем другое. Тогдашняя демоническая рок-романтика Тернеру, несмотря на его шевелюру и темные очки, идет как корове седло. Вообще же в сет-листе концерта оказались и относительно недавние песни Ariel и Wolf to the Moon (1995), и вещи с провального Down to Earth (1979), единственного диска, записанного с вокалистом Гремом Боннетом. Since You've Been Gone и All Night Long исполнялись на бис и публику порадовали, кажется, больше всего.
К счастью, Тернер не забыл песню из своей эпохи -- Jealous Lover. (Вышла она на второй стороне сингла Can't Happen Here, потом попала в сборник лучших вещей.) Песня отличная и не заезженная. Побольше бы такого. Но, увы, уже не будет -- времена той музыки прошли безвозвратно. Не верите -- сходите на концерт Over the Rainbow...
Александр БЕЛЯЕВ