|
|
N°29, 19 февраля 2009 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Не хватило господдержки
General Motors и Chrysler просят еще 21,6 млрд долларов
Крупнейшие автоконцерны США, получив в конце прошлого года в качестве антикризисной помощи кредиты правительства на сумму 17,4 млрд долл., до 17 февраля должны были представить властям промежуточные планы своего спасения. Однако автогиганты не нашли ничего проще, как снова попросить денег. По данным газеты Financial Times, на этот раз General Motors (GM) нуждается в 16,6 млрд долл. и хочет продать наиболее проблемные бренды -- Hummer, Saab и Saturn -- либо реорганизовать их, если в ближайшее время не сможет найти покупателя. Компания также намерена сократить в этом году еще 47 тыс. рабочих мест по всему миру с целью снижения затрат из-за ослабления спроса на автомобили.
Запросы Chrysler несколько скромнее. Компания попросила у правительства лишь 5 млрд долл., подчеркнув, что планирует уволить еще 3 тыс. сотрудников, сократить выпуск машин на 100 тыс. единиц и продать активы, не приносящие дохода, на 300 млн долл. Сошлись GM и Chrysler в одном -- оба автоконцерна отвергли идею своего банкротства под государственным контролем.
«Все результаты исследований показывают, что банкротство будет иметь трагические последствия для продажи и выручки GM, -- говорится в плане реструктуризации компании, расписанном на 117 страниц. -- Намного предпочтительнее будет процесс реструктуризации без объявления о банкротстве». По плану, представленному Chrysler, ликвидация компании лишит американцев от 2 млн до 3 млн рабочих мест. «Это будет катастрофа для всей автомобильной отрасли», -- считает гендиректор Chrysler Роберт Нарделли.
Представители администрации США пока были сдержанны в оценках. «Администрация уже получила доклады по реструктуризации от General Motors и Chrysler, -- заявил пресс-секретарь Белого Дома Роберт Гиббс. -- Мы ценим те усилия, которые предприняты компаниями и их акционерами. Команда президента изучит эти доклады в ближайшие дни». По его словам, «еще многое требуется от каждого, кто вовлечен в этот процесс, -- кредиторов, поставщиков, дилеров, руководства компаний и профсоюзов рабочих, чтобы в дальнейшем обеспечить рентабельность этих компаний».
Руководство GM вчера предупредило, что ее шведское подразделение Saab может подать заявление о реорганизации в течение ближайших недель, если не получит помощи от Швеции. В случае же предоставления госпомощи Saab может быть выделена в независимый бизнес уже с января 2010 года. Судьба же бренда внедорожников Hummer будет решена до конца марта. Спрос на эти машины резко сократился в последние годы в США из-за их слишком большого потребления горючего, пишет FT. GM пока еще ведет переговоры с потенциальными покупателями, однако если они не завершатся успехом в следующем месяце, автомобили Hummer будут постепенно сняты с производства.
После продажи, реорганизации или ликвидации Hummer, Saab и Saturn у GM на американском рынке останутся только четыре основных бренда -- Chevrolet, Cadillac, Buick, GMC. Пятый бренд -- Pontiac -- будет выпускаться крайне небольшими партиями для узкого рынка, говорится в плане реструктуризации компании. Согласно документу, в 2012 году GM также планирует закрыть в США еще пять заводов, но заработная плата четырех топ-менеджеров сокращена на 39% уже сегодня. Например, оклад главы компании Рика Вагонера урезан по его инициативе до одного доллара в год. Теперь для проведения реструктуризации GM нужны новые кредиты на 9,1 млрд долл., но эта сумма может увеличиться до 16,6 млрд долл., если экономическая ситуация ухудшится.
В середине декабря прошлого года правительство США уже выделило кредиты обоим автоконцернам на общую сумму 17,4 млрд долл., 13,4 млрд из которых досталось GM, а 4 млрд -- Chrysler. Как предупреждали аналитики, этих средств хватит лишь на то, чтобы удержаться на плаву до конца первого квартала, а будущее компаний с 1 апреля будет зависеть от дальнейших решений американских властей. Ford от госпомощи тогда отказался, заявив, что не испытывает проблем с ликвидностью.
Впрочем, руководство GM и Chrysler ради получения денег готово было на любые меры: отказаться от личных самолетов и своих зарплат, заняться глубокой реструктуризацией бизнеса и даже перейти под единое управление «автомобильного царя» -- чиновника, который бы встал у руля всей «большой тройки» на время кризиса и контролировал бы не только использование кредитов, но и деятельность автоконцернов.
Кроме того, автоконцерны должны были предоставить правительству США варианты на приобретение акций, не имеющих права голоса, а также доступ к финансовым документам компаний, принять ограничения на выплаты топ-менеджерам, отказаться от выплат дивидендов на акции до тех пор, пока кредиты не будут погашены. Правительство также получило право блокировать любые сделки компаний, объем которых превышает 100 млн долл. Как отметил тогда экс-президент США Джордж Буш, полученные средства «дадут автопроизводителям три месяца для того, чтобы выработать планы по реструктуризации с целью превратиться в жизнеспособные компании». «Если какая-либо компания не предоставит жизнеспособный план к 31 марта, она будет обязана вернуть федеральный кредит», -- подчеркнул г-н Буш.
Прогнозы и самих автоконцернов и аналитиков пока далеко не радужные. По мнению GM, объем рынка в этом году составит 9,5 млн машин, тогда как в 2008 году он составлял 13,2 млн машин. «Спроса нет, поэтому все запрашиваемые деньги все равно будут потрачены впустую, -- говорит аналитик UBS Илья Макаров. -- Есть вероятность, что и 2010 год будет также сложный, поэтому банкротство компаний исключать нельзя».
Во вторник президент США Барак Обама подписал законопроект о выделении 787 млрд долл. в помощь экономике страны. Он выразил надежду, что эти средства помогут стране выйти из кризиса. «Я не утверждаю, что сегодня мы решим все наши экономические проблемы. Но сегодняшний день -- это начало конца экономического кризиса», -- приводит его слова Reuters. Возможно, из этой программы что-то будет выделено и в помощь автоконцернам, считают эксперты. По словам главы казначейства США Тимоти Гейтнера, рассмотрение предложений автоконцернов начнется уже на этой неделе, однако в случае ухудшения ситуации на рынках выделенные деньги вряд ли смогут простимулировать отсутствующий спрос на машины.
Ирина ЦЫРУЛЕВА