|
|
N°28, 18 февраля 2009 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Автокатастрофа
Daimler подсчитывает убытки
Автомобильному концерну Daimler становится все труднее сопротивляться давлению кризиса. Вчера в Штутгарте глава компании Дитер Цетше, представляя итоги последнего квартала 2008 года, назвал их «опустошительными». За три последних месяца года Daimler скатился в зону убытков существенно глубже, чем предполагалось. Цетше назвал четвертый квартал «катастрофическим». В значительной степени это связано с расходами на американскую «дочку» -- концерн Chrysler.
Еще в октябре эксперты, опрошенные агентством Reuters, прогнозировали, что квартальные убытки не должны превысить 250 млн евро. Вчера все заинтересованные лица, включая акционеров и трудовой коллектив, получили возможность взглянуть правде в глаза: убыток Daimler по итогам последнего квартала зафиксирован на уровне 1,5 млрд евро. При этом любопытна динамика происшедшего обвала: еще по итогам первых девяти месяцев прибыль Daimler составляла 2,9 млрд евро. Собственно, это позволило концерну показать прибыли и по итогам всего года.
Теперь Дитер Цетше больше не берет на себя смелость прогнозировать дальнейший ход событий, да и предсказывать динамику показателей даже на ближайшее будущее. Единственное, в чем он уверен: процесс сокращения производства (а также премиальных сотрудникам и дивидендов для акционеров) будет идти и дальше. После того как прогноз текущего года приходилось дважды корректировать в сторону понижения результатов, Daimler принял к действию программу жесткой экономии на всем и вся. Так, размер объявленного дивиденда для акционеров усох с прошлогодних 2 евро до 60 центов. Объемы производства автомобилей формируются так: «Начиная с декабря мы больше продаем, чем производим», -- заявил вчера Цетше. Снижение числа произведенных автомобилей он назвал «существенным рычагом» для возврата оборотных средств.
Потуже затянуть ремни придется и коллективу, и высшим менеджерам компании. Премиальные для сотрудников в этом году, как было объявлено вчера, будут весьма скромными. Примерно 118 тыс. работников в Германии, которым причитается выплата премиальных по итогам 2008 года, будут вынуждены довольствоваться лишь 1900 евро (прошлогодняя премия была вдвое больше). Руководителям всех звеньев Цетше напомнил, что премиальная система на Daimler находится в прямой зависимости от экономических результатов деятельности предприятия. А посему не только будут сокращены размеры премий, но еще и плановое повышение зарплат на 2,1% будет произведено не с мая, как это предполагалось, а «самое позднее» с декабря. Тем самым шеф концерна надеется на потенциал экономии в несколько миллиардов евро.
Как сообщается в предварительной неаудированной отчетности Daimler AG, чистая прибыль компании составила 1,414 млрд евро. Выручка уменьшилась на 4% и составила в прошлом году 95,873 млрд евро по сравнению с 99,399 млрд евро годом ранее. Продажи автомобилей компании практически не изменились, составив 2,1 млн штук. Ухудшение финансовых показателей в основном обусловлено расходами, связанными с инвестициями в Chrysler, и более низкой прибылью подразделения Mercedes-Benz Cars. Кроме того, результаты 2007 года включают в себя доход от продажи акций EADS. Подразделение Mercedes-Benz Cars, в который входят бренды Mercedes-Benz, Maybach, Smart и AMG, продало в прошлом году 1,273 млн автомобилей по сравнению с 1,293 млн штук в 2007 году. При этом реализация Mercedes- Benz выросла почти до 1,126 тыс. машин с 1,18 тыс., а Smart -- до 139 тыс. со 103,1 тыс. автомобилей в 2007 году. Тем не менее выручка Mercedes-Benz Cars снизилась из-за замены модели Е-класса на 9% -- до 47,8 млрд евро. Продажи подразделения, выпускающего грузовики, в прошлом году увеличились до 472,1 тыс. штук (в 2007 году -- 467,7 тыс.), а выручка достигла 28,6 млрд евро (28,5 млрд евро). Это было обусловлено, в частности, хорошими результатами в Бразилии, Индонезии и странах Ближнего Востока. В то же время сложная ситуация отмечалась на рынках США, Канады и Японии, говорится в отчетности Daimler. «Высокая неопределенность относительно сроков и размеров глобального экономического спада согласовывается с существенными рисками для развития мировых автомобильных рынков, -- отмечается в сообщении компании. -- С сегодняшней точки зрения мировой спрос на автомобили может снизиться еще на 10% в 2009 году». ИНТЕРФАКС
Юрий ШПАКОВ, Берлин