|
|
N°29, 19 февраля 2009 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Глянцевый ужас или ужасный глянец
На экраны выходит фильм «Юленька»
По волнам движется плот, на нем люди, тот, что в капюшоне, -- явно Харон, музыка играет медленно и печально, цвет скорректирован в сторону холодного синего и серого... Так начинается триллер «Юленька». Камера в сторону -- в прибрежной траве болтается мертвое тело. Нет, ничего хорошего не ждет героев. И, хочется добавить, зрителей. Но это не совсем так. Любителям трэша очень советую посмотреть. Такого они еще не видели. Почти 5 млн долл. на то, чтобы показать невероятную, ни в какие разумные рамки не укладывающуюся историю про девочку-маньяка, которая ищет отца, -- это по-настоящему круто.
Помните, в детстве в пионерлагере все рассказывали ночами страшные истории про красное пятно и зеленые перчатки? Уровень фантазии примерно такой же. Но как снято! Снимали под Ялтой, в заброшенном санатории, и в других столь же живописных местах. Интерьеры, пейзажи -- так стильно, так изысканно...
Марат Башаров, очень сильно переигрывая, путаясь в слезах и соплях, изображает университетского профессора, вынужденного по семейным обстоятельствам переехать из столицы в провинцию и устроиться учителем в гимназию для девочек -- девочки, как известно, это очень страшно. И прямо сразу к нему подходит нимфетка в бантах, с большим букетом и такими нарисованными, как у Бемби, глазами смотрит в упор. Ужас.
Девочки, бантики, гольфики, смешки и шепотки -- дрожь идет по позвоночнику, который, как нам уже показали, с нечеловеческой силой вырван из чьего-то тела в местном морге...
Когда-то в голодные 90-е дебютант Николай Лебедев в рамках малобюджетного проекта студии Горького снял очень симпатичный фильм «Змеиный источник», где действие происходило в провинциальной школе. Учителя там играл начинающий Евгений Миронов. Тогда режиссер пытался создать атмосферу ужаса из обыденного уклада провинциальной жизни.
Теперь, на закате жирных лет, триллер про ужасы провинциальной школы снимают за большие деньги, а в главной роли -- популярнейший ведущий ледового шоу. Провинция выглядит так, как будто это Южная Франция, а интерьеры квартир, школы, больницы и прочих присутственных мест превращены в дизайнерские шедевры. Звучит зловещая и торжественная музыка, написанная композитором Аркадием Укупником со звериной серьезностью, атмосфера напряженная, из окон падают мертвые дочери, золотая рыбка бьется на полу, и к ней уже медленно подходит кошка. Страшно-страшно-страшно.
У фильма богатая рекламная кампания (продюсер Ренат Давлетьяров). Румяный, добродушный, веселый режиссер Александр Стриженов совершенно искренне повсюду рассказывает, как ему повезло с юными актрисами, как он работал со сценарием, и если фильм не видеть, то кажется, что он снял психологическую драму, звучит уже сакральное имя Чехова, главный герой представлен слабодушным интеллигентом, а девочка-монстр -- несчастным одиноким подростком, обделенным родительским вниманием. Совершенно серьезно, без всякой иронии режиссер уверяет, что смысл его опуса -- предупреждение мужчинам, глядящим налево. Дескать, станете женам изменять, будет вам то же, что и главному герою. А ему не поздоровилось.
Снимая триллер, режиссер Стриженов решительно отказывается соблюдать основные законы жанра. Фильм ужасов предполагает как минимум наличие ужаса, то есть ощущения чего-то страшного, необъяснимого, надчеловеческого, более сильного, чем обычные законы жизни. Какой-то слом мира, его вывих, сдвиг и тайну. В его пространстве бытовые поступки приобретают другое измерение, партнерами героев всегда на самом деле становятся некие высшие силы.
В фильме «Юленька», несмотря на всю атрибутику классических триллеров и фильмов ужасов -- все эти трупы, морги, вырванные позвоночники и загробные видения, -- ничего потустороннего, мистического нет. Напротив, все события получают самое тривиальное, бытовое, приземленное объяснение. Вместо схватки с темными силами морализаторство самого мещанского пошиба. Мир построен понятный, рациональный, только по воле авторов слегка для героя неуютный. А в результате события приобретают отчетливый пародийный оттенок, потому что нельзя же даже на минуту принять всерьез логику происходящего на экране нравоучительного пассажа.
Уж сколько раз твердили миру: если нет собственного художественного мышления (а оно реально редко бывает), следуй правилам жанра. Изучи источники и разгадай основной закон. Можно даже книжки почитать. Будет не шедевр, но грамотно и профессионально. Нет, все хочется своим умом дойти до азбучных истин.
Фильм «Юленька» -- отличное пособие по ментальности того слоя, который в последние годы почувствовал себя солью земли и принял свой гламурный рай за настоящую жизнь, поверив в то, что болезнь, смерть и страх не для них. Если сегодняшний кризис действительно заденет основы сложившегося уклада, если действительно в движение придет вся цепь современной цивилизации и сдвиги окажутся тектоническими, тогда, возможно, и эта мирно мурлыкающая часть общества сможет почувствовать зловещее дыхание реальности... Пока же им кажется, что все обойдется, что можно снимать сколько хочешь «Юленек» и ничего не бояться.
Алена СОЛНЦЕВА