|
|
N°29, 19 февраля 2009 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Новая внешнеэнергетическая доктрина
Дмитрий Медведев открыл первое производство СПГ в России
Сахалин, где вчера открывали первый российский завод по производству сжиженного природного газа, стал центром разработки новой внешнеполитической доктрины в энергетической сфере. Президент России Дмитрий Медведев заявил о необходимости систематизировать действия госорганов и подвести под нее собственную, российскую информационно-аналитическую базу. «Энергетика сегодня стала и одной из точек противостояния, и, конечно, нам нужно отстаивать нашу позицию в отношении ценообразования на основные продукты энергетики в мире», -- сказал он. Судя по словам г-на Медведева, он недоволен уровнем систематизации работы по отстаиванию позиций и интересов России на международной энергетической арене, и это после нескольких лет, в течение которых вся внешняя политика России, казалось, имела отчетливый нефтегазовый характер!
Россия официально вступает в пул стран -- производителей сжиженного природного газа. Помимо российского президента в торжествах по запуску завода в рамках проекта «Сахалин-2» участвовали премьер-министр Японии Таро Асо, министр экономики Нидерландов Мария ван дер Хувен и член британской королевской семьи принц Эндрю, герцог Йоркский. По словам Дмитрия Медведева, Россия закрепляет за собой статус мировой энергетической державы. А г-н Асо назвал «Сахалин-2» «символом японо-российского сотрудничества».
Следует отметить, что экспорт сахалинского газа начнется лишь через месяц, когда танкер газовоз «Гранд Анива», который высокопоставленные гости вчера также проинспектировали, должен отправиться в свой первый рейс к берегам Японии. Как пояснил «Времени новостей» источник в «Газпроме», производство СПГ в связи с требованиями техники безопасности будет запущено в штатном режиме только после завершения торжественных мероприятий. Впрочем, говорить о полноценном выходе России на рынок сжиженного газа пока не совсем корректно. Почти весь объем СПГ из 9,6 млн тонн в год, которые будут производиться на открытом вчера заводе, был продан на базе долгосрочных договоров еще до вхождения в проект «Газпрома», и маркетинг был проведен под эгидой Royal Dutch Shell.
По словам главы «Газпрома» Алексея Миллера, к 2030 году «Газпром» собирается экспортировать на мировые рынки до 90 млн т СПГ (ориентир содержится в одобренной советом директоров концерна стратегии по развитию производства сжиженного газа). Хотя на сегодняшний день, кроме сахалинского завода, в недрах газового монополиста всерьез прорабатывается только завод на 7,5 млн т в рамках первой фазы освоения Штокмановского месторождения в Баренцевом море. Заместитель председателя правления концерна Александр Медведев вчера заявил, что готовится предварительное ТЭО проекта «Ямал СПГ» на базе труднодоступного Южно-Тамбейского месторождения на севере полуострова Ямал (его контролируют структуры Газпромбанка). Но его перспективы выглядят крайне туманно. Хотя, по словам топ-менеджера, предварительные консультации проводились со многими иностранными компаниями, проявляющими интерес, в том числе с нынешними партнерами по проекту «Сахалин-2» -- Royal Dutch Shell, Mitsui и Mitsubishi.
В качестве завершающего аккорда Дмитрий Медведев провел в Южно-Сахалинске совещание «по вопросам повышения эффективности участия России в международном энергетическом сотрудничестве». В ходе него он впервые покритиковал госслужащих за плохо продуманные действия в сфере внешней энергетической политики, что прозвучало весьма остро в свете недавней газовой войны с Украиной, и поручил правительству разработать «комплексный план развития энергетики на среднесрочную перспективу». Ни в Кремле, ни в правительстве вчера не смогли пояснить, идет ли речь о давно задуманной корректировке неактуальной, но действующей «Энергетической стратегии до 2020 года» или о подготовке новой доктрины.
Важное место в эффективном продвижении российской внешнеэнергетической политики должно занять формирование полноценного информационно-аналитического тыла. «Известно, что основные поставщики аналитической информации по энергетическим рынкам -- это организации стран -- импортеров энергоресурсов, Международное энергетическое агентство, агентство энергетической информации департамента энергетики Соединенных Штатов Америки и, конечно, именно те документы, которые ими готовятся, рассматриваются как главные, как опорные на переговорах, -- подчеркнул глава государства. -- Но нам необходимо иметь и собственную информационную базу, необходимо объективное понимание глобальных энергетических процессов, которые будут влиять на формирование позиции наших партнеров, не только с точки зрения надежности поставок энергоресурсов, но и надежности информационной составляющей, а также надежности базы спроса. Современной России нужны и независимые центры прогнозирования состояния мировых нефтегазовых рынков, нужна единая информационно-аналитическая система, которой мы пока на самом деле не обладаем. Все наши рассуждения на тему о перспективах развития энергетического рынка в основном носят фрагментарный характер и зачастую, в общем, абсолютно субъективны».
«Мы, конечно, хотели бы, чтобы мы могли улучшать эффективность участия России в энергетическом сотрудничестве, делать такого рода сотрудничество более весомым, более действенным, -- сформулировал новый приоритет глава государства и сразу предложил набор нехитрых инструментов. -- Что для этого требуется -- естественно, это консолидация усилий производителей и потребителей энергоресурсов. Мы должны активизировать наш диалог со странами СНГ и ЕврАзЭС, с Европейским союзом, Соединенными Штатами Америки, с другими ведущими государствами мира. Мы также должны теснее координировать свою деятельность со странами ОПЕК, со странами -- экспортерами газа, в том числе и в рамках недавно созданной новой организации, содействовать формированию единого евразийского энергетического пространства».
По его словам, «это основные направления работы», но сейчас деятельность органов власти «недостаточно систематизирована». «Взаимоотношения с внешним миром в этой сфере носят зачастую абсолютно формальный характер, -- посетовал г-н Медведев. -- Более того, мы и сами зачастую совершаем ошибки, мы не просчитываем до конца политические риски и практические последствия, поэтому мы должны предпринимать все усилия для того, чтобы формировать ситуацию под себя, а не находиться в русле чьих-то решений или стремлений каких-либо государств или компаний. Нельзя допустить того, чтобы вопросы энергетического сотрудничества, энергетического диалога осуществлялись или происходили без нашего участия, потому что Россия все-таки это та страна, которая имеет и моральное право, и юридические возможности, и, самое главное, фактические возможности претендовать на участие в самых разных энергетических процессах в мире... Нам нужно формировать и общественное мнение, а также нам необходимо учиться опосредованному влиянию на позиции партнеров по энергетическому рынку».
Было заметно, что в ходе российско-украинской газовой войны Москва имела заранее подготовленную и достаточно четко воплощенную стратегию информационного противостояния. Вместе с тем и этого оказалось недостаточно, чтобы склонить на свою сторону Еврокомиссию и сформировать благоприятный общественный фон в Европе. Характерно также, что, говоря об ошибках, президент не стал отделять себя от правительства. Хотя именно премьер-министр Владимир Путин лично и публично давал указания «Газпрому» идти до конца в споре с Украиной об условиях газового сотрудничества, который почти на три недели остановил 75% поставок российского газа в дальнее зарубежье. При этом можно вспомнить, что два года назад в результате мощнейшего давления со стороны государства иностранные акционеры Sakhalin Energy были вынуждены уступить «Газпрому» контрольный пакет в проекте «Сахалин-2» -- том самом, который вчера торжественно открывали в Южно-Сахалинске. Атака двухлетней давности больше всего задела англо-голландскую корпорацию Royal Dutch Shell, которая на тот момент владела контрольным пакетом (55%) и вела всю операционную работу. Приезд японского премьера -- свидетельство того, что для Страны восходящего солнца в рамках «Сахалин-2» гораздо важнее были поставки труб и оборудования для нужд Sakhalin Energy, а также скорейшее начало импорта сахалинского СПГ, нежели сохранение долей корпораций Mitsui и Mitsubishi (25 и 20% соответственно) в проекте. Тем более что начало поставок газа изначально было запланировано на осень 2007 года и несколько раз переносилось. Как известно, весной 2007 года «Газпром» стал владельцем 50% плюс одна акция в Sakhalin Energy, иностранные акционеры уступили ему половину своих пакетов за 7,45 млрд долл. (сумма примерно соответствует половине их затрат по проекту).
Также не стоит забывать, что для японского лидера визит в Россию -- это лишняя возможность напомнить о территориальных претензиях. Таро Асо во время торжественного открытия завода все же не выдержал и заговорил о возвращении земель, которые в России называют Южными Курилами, входящими в состав Сахалинской области, а в Японии -- "северными территориями". «Япония приветствует конструктивное партнерство России в Азиатско-Тихоокеанском регионе и готова продолжать сотрудничество, несмотря на сложную экономическую ситуацию. И позвольте выразить надежду, что продвинутся переговоры по самому острому вопросу -- территориальному», -- заявил японский премьер-министр. Дмитрий Медведев оставил этот намек без комментариев. Видимо, в рамках новой доктрины тщательной оценки «политических рисков и практических последствий».
Проект «Сахалин-2» реализуется на базе соглашения о разделе продукции. До полного возврата затрат частных инвесторов почти вся прибыль идет на выплаты акционерам. Природный газ добывается на Лунском месторождении углеводородов в Охотском море. Затем газ по 800-километровому трубопроводу поступает на завод по сжижению. Завод по производству СПГ построен в рамках проекта «Сахалин-2» в поселке Пригородное на берегу залива Анива на юге острова. Планируется, что на полную мощность в 9,6 млн т проект выйдет в 2010 году. В текущем году, по словам губернатора Сахалинской области Александра Хорошавина, будет произведено только 4,5 млн т. Капитальные затраты на строительство завода на февраль 2009 года оцениваются в 3,9 млрд долл. Около 95% СПГ уже законтрактовано на 20--25 лет покупателями в Японии, Южной Корее и США.
«Бывают взлеты и падения экономики, но у проекта «Сахалин-2» достаточно резервов, чтобы выполнять свои обязательства перед потребителями газа в течение двадцати лет», -- цитирует главного исполнительного директора Sakhalin Energy Йена Крейга ИТАР-ТАСС. По соглашению акционеров, достигнутому после выкупа «Газпромом» контрольного пакета акций SE, г-н Крейг, назначенный Royal Dutch Shell, должен был сохранить свою должность до момента пуска завода. После «Газпром» собирался назначить нового руководителя проекта. Однако недавно стороны договорились продлить мандат и контракт г-на Крейга еще на один год, видимо, до ввода в эксплуатацию второй производственной линии завода.
Вера СИТНИНА, Южно-Сахалинск, Алексей ГРИВАЧ