Вице-премьер Игорь Сечин вчера заключил сделку ценой 25 млрд долл., решив финансовые проблемы двух государственных компаний -- «Роснефти» и «Транснефти». Он договорился о привлечении кредитов для этих компаний у Китая. В соответствии с подписанным в Пекине межправительственным соглашением, в обмен на кредиты Россия взяла на себя обязательства поставок 300 млн тонн нефти в Поднебесную в течение 20 лет.
Кредит для «Роснефти» составит 15 млрд долл., для «Транснефти» -- 10 млрд долл. Никаких условий выделения кредита ни китайская сторона, представленная Банком развития Китая, ни г-н Сечин, ни официальные представители «Роснефти» и «Траснефти» не раскрыли. Известно лишь, что ставка по кредиту составит 6%.
Неясно и то, по какой цене будет поставляться в Китай российская нефть. А это, по всей видимости, в случае со столь длинным периодом поставок ключевой вопрос. Ведь «Роснефть» уже попадала в китайскую ловушку. В 2004 году было заключено аналогичное соглашение по схеме «кредит с залоговым обеспечением в виде поставок нефти». Когда цены на мировом рынке существенно выросли, российская компания попыталась провести с Пекином переговоры об изменении цены нефти, учитываемой в кредитной схеме. Но добилась немногого. Нынешнее соглашение заключается, когда цена на мировом рынке находится на относительно низкой отметке, и вероятность снова столкнуться с неприятностями, характеризующими Китай как «рынок продавца», весьма велика.
В столицу Китая Игорь Сечин отправился в понедельник после торжественного
запуска двух месторождений Уватской группы, разрабатываемых ТНК-ВР. Еще до своего отъезда он бросил журналистам дежурную фразу о своих «положительных ожиданиях от предстоящей поездки». Вчера вице-премьер провел встречу с заместителем премьера Госсовета Ван Цишанем. «Я прежде всего хотел бы высказать слова благодарности за проявленные в течение всего времени развития нашего энергодиалога гибкость, терпение и конструктивный подход», -- заявил Игорь Сечин.
Как стало известно вчера вечером из сообщения пресс-службы Кремля, Игорь Сечин отвез в Пекин послание президента России Дмитрия Медведева председателю КНР Ху Цзиньтао (г-н Сечин передал его через премьера Госсовета КНР Вэня Цзябао). «Сейчас основную задачу видим в том, чтобы сохранить положительную динамику российско-китайского экономического взаимодействия. При этом придаем особое значение подготовке и реализации крупномасштабных стратегических проектов в ключевых сферах нашего сотрудничества, прежде всего в энергетике. Убежден, что это поможет минимизировать негативное влияние мирового кризиса на экономики наших стран», -- говорится в послании. Г-н Медведев при этом выразил надежду на активизацию диалога и по поставкам в Китай природного газа и электроэнергии.
Интенсивный энергодиалог, в ходе которого Москве и Пекину постоянно приходилось проявлять «гибкость, терпение и конструктивный подход», начался в 2004 году. Тогда «Роснефть» заключила с Китаем договор о поставках 48,4 млн тонн до 2010 года. Сумма сделки составила 6 млрд долл. Эти деньги были направлены на приобретение госкомпанией «Юганскнефтегаза». По некоторым данным, контрактная стоимость российской нефти формировалась на основе цены нефти марки Brent с вычетом 3 долл. Однако в 2007 году, с ростом цен на «черное золото», «Роснефть» потребовала пересмотреть условия соглашения. Китайская сторона согласилась на увеличение отпускных цен за баррель нефти на 0,675 долл. За прошедшее время по железной дороге в Китай было отправлено порядка 39 млн тонн российской нефти. Всего же Китай в прошлом году импортировал около 200 млн тонн нефти. Главным вариантом сотрудничества еще летом называлось строительство ответвления от ВСТО до границы с Китаем: таким образом сибирская нефть могла оптимальным путем доставляться в Поднебесную.
В конце октября энергодиалог был продолжен в Москве, где премьер-министр Владимир Путин обсуждал условия поставок с премьером Госсовета Китая Вэнь Цзябао. Правда, решений тогда так и не было принято, кроме, пожалуй, подписания соглашения «О принципах строительства и эксплуатации нефтепровода Сковородино -- граница КНР между Китайской национальной нефтегазовой корпорацией (CNPC) и «Транснефтью». ТЭО этого ответвления, которое позволило бы прокачивать по 15 млн тонн нефти в год, было готово еще летом и полностью профинансировано (на 37 млн. долл.) китайской стороной. Примечательно, что именно на китайском направлении трубы в свое время, будучи главой ЮКОСа, настаивал Михаил Ходорковский. Но власти не поддержали эту идею, посчитав ее ориентированной на «монопокупателя».
И вот вчера было принято окончательно решение о предоставление кредитов «Роснефти» и «Транснефти». «В период кризиса, когда внешние кредиты привлекать очень проблематично, отечественным компаниям остается просить помощи только у государства, которое, понятно, не может отказаться», -- полагает аналитик «Тройки Диалога» Валерий Нестеров. По его словам, получение кредитов от Китая поможет российским компаниям рефинансировать свои задолженности. «Такое решение позволит снизить кредитную нагрузку на правительство, которое сможет направлять денежные средства на поддержку других отраслей, что важно в момент кризиса», -- сказал аналитик. Как заявлял на прошлой неделе министр энергетики Сергей Шматко, в этом году недофинансирование нефтяной отрасли может составить порядка 200 млрд рублей.
Чистый долг «Роснефти» на конец прошлого года составлял 19,4 млрд долл. В этом году компания должна погасить задолженность в размере 5,4 млрд долл. Валерий Нестеров говорит: «Роснефть» -- единственная компания, которая не сократила свою инвестпрограмму на текущий год. Многие ее проекты очень капиталоемкие, поэтому получение такого кредита является очень положительным фактом».
В «Транснефти» собираются использовать полученные средства для строительства ответвления к китайской границе. «В первую очередь, полученные средства будут проинвестированы в строительство отвода», -- рассказал «Времени новостей» вице-президент компании Михаил Барков. Правда, ранее в «Транснефти» оценивали этот проект лишь в 600 млн долл. Поэтому, вероятно, часть привлеченных средств будет направлена на финансирование других проектов компании -- БТС-2, нефтепровода Бургас--Александруполис, сроки начала строительства которого были сдвинуты на конец 2009 года. Как пояснил г-н Барков, сроки возведения ответвления будут «синхронизированы со строительством первой очереди ВСТО». После неоднократных корректировок даты завершения работ ввод в эксплуатацию первой очереди трубопровода запланирован на конец этого года. По словам вице-президента компании, предполагается, что мощность отвода составит 15 млн тонн в год с возможностью увеличения до 30 млн тонн. РИА Новости сообщает, что обеспечением по кредиту является «инфраструктура». В «Транснефти» условия кредита не комментируют.
По мнению Валерия Нестерова, для китайской стороны сделка выгодна: «В обмен на предоставление кредитов страна получит гарантии поставок нефти, что позволит диверсифицировать импорт. Импорт из стран Персидского залива, где ситуация, мягко скажем, нестабильна, составляет около 80%. Поэтому такие страны, как Китай, Япония, стремятся закупать нефть и газ у России».