|
|
N°72, 23 апреля 2002 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Философские беседы
Ашхабадский саммит собрали не для того, чтобы решить проблему Каспия
Сегодня в Ашхабаде большой праздник. В гости к Туркменбаши приехали президенты Азербайджана, Ирана, Казахстана и России. Они все составляют пятерку лидеров каспийских государств, которая впервые соберется вместе, чтобы «обменяться мнениями» относительно того, как им «жить, работать и дружить» в регионе Каспия.
Второй десяток лет пять прикаспийских столиц пытаются поделить между собой это то ли море, то ли озеро и договориться о правилах игры. Главным призом в ней являются нефть и газ, запасы которых уже устали сравнивать с резервуарами Персидского и Мексиканского заливов, Северного моря и Аляски. Второй десяток лет никто не хочет уступать в этой игре, поэтому она все это время идет без правил. Нефть в Каспии давно качает Азербайджан, почти разделили между собой нефтеносные поля на каспийском шельфе Россия и Казахстан, и в то же время спорят и враждуют из-за нефти попарно Азербайджан и Туркмения, Иран и Азербайджан.
Но если бы пространство спора ограничилось только пятеркой каспийских игроков, а ведь за спинами как минимум двух из них, Казахстана и Азербайджана, маячит тот, кто взвинчивает ставки в этой нескончаемой игре, -- Вашингтон.
Фактор «шестого прикаспийца» без обиняков обозначил вчера шеф казахстанской дипломатии Касымжомарт Токаев. «Присутствие США в прикаспийском регионе отвечает интересам Казахстана в обеспечении национальной безопасности республики, мы сотрудничаем с американцами и будем это делать», -- заявил г-н Токаев, выступая в парламенте своей страны. Демарш Астаны накануне Ашхабада выглядит демонстрацией силы, с позиции которой она собирается продолжать свою недавно начатую «личную» игру на Каспии -- с Тегераном. Вслед за каспийским саммитом состоится казахстанско-иранское рандеву. Президент Ирана Мохаммад Хатами уже завтра вечером прибудет в Астану с официальным визитом, где будет обсуждать с казахстанским лидером «перспективы строительства нефтепровода из Казахстана в Иран через территорию Туркмении». Тегерану не нравится присутствие Большого Сатаны -- Америки, но он заворожен завлекательной идеей нефтяной торговли с миром по схеме swap, замещения потребляемой им казахстанской нефти на продажу своей.
Америке не нравится подобное заигрывание с Ираном (на официальном уровне, на другом же -- техасского нефтяного лобби -- американцы уже давно не страдают подобными политическим комплексами, эту идею обсуждали в декабре прошлого года во время деловой части визита г-на Назарбаева в Хьюстон). Но Вашингтону очень нужна казахстанская нефть: долить ее в трубу Баку--Тбилиси--Джейхан, чтобы сделать ее рентабельной и увести от транзита через Россию. Именно эта игра в американско-иранско-казахстанском треугольнике предвещает в ближайшем будущем гораздо большую интригу, чем та, что идет внутри каспийской пятерки.
Саммит начнется сегодня помпезными мероприятиями в ашхабадском дворце приемов «Рухиет». Никто из пяти президентов не рассчитывает на «каспийский прорыв». Не станут пугать и Иран новым каспийским порядком, антиперсидским «союзом четырех» каспийцев СНГ. Посидят, поговорят, возможно, даже подпишут согласованный уже документ, который назовут «декларацией», но там не будет определенно двух сердцевинных статей, говорящих о том, как же будут делить «то ли море, то ли озеро». Сапармурат Ниязов на правах хозяина предложит гостям порассуждать о «философии Каспия» и не углубляться в ненавистные детали срединных линий раздела и определения их координат. Завтра рано утром, еще до начала второго протокольного заседания «пятерки», туркменский президент соберет журналистов и расскажет им о своей «философии». А потом саммит закроется, а Каспий останется. Открытым для нового дележа. Потому что время делиться на самом деле еще не настало.
Аркадий ДУБНОВ