Потери российской экономики от спама в прошлом году составили 1,3--1,9 млрд долл. Такие подсчеты приводят аналитики компании ФБК в исследовании «Спам: экономические потери». Ежедневно каждый россиянин, пользующийся электронной почтой, тратит на удаление спама на рабочей почте 9 руб. 20 копеек.
По итогам 2008 года количество спама в почтовом трафике составило, по данным журнала «Спамтест», более 82%. Это означает, что четыре из каждых пяти писем, приходящих на электронную почту, -- нежелательная реклама. Хотя проблема спама не является самой важной в период кризиса, один из уроков кризиса как раз и состоит в признании факта, что российская экономика должна быть более эффективной и демонстрировать гораздо более высокую производительность труда. В октябре 2008 года, по данным компьютерных аналитиков, произошел всплеск спама, посвященного тематике финансового кризиса. Но и без кризиса в России спрос на услуги e-mail-рассылок очень велик, особенно со стороны среднего и малого бизнеса ввиду низкозатратности такого способа рекламы. Затраты на рассылку спама в 800 тыс. адресов составляют всего 4 тыс. руб. Так что в кризис спам может приобрести еще большую популярность.
При подсчете потерь от спама эксперты ФБК использовали два подхода. Первый основан на оценке количества работающих, пользующихся электронной почтой, по видам экономической деятельности и данным «Росстата» о средней номинальной зарплате. Второй учитывает количество занятых в экономике по роду занятий. По этим параметрам, как считают исследователи, реально оценить примерное количество работников, которые по служебным обязанностям пользуются электронной почтой.
Можно, к примеру, с уверенностью утверждать, что большинство руководителей и специалистов высшего уровня используют на работе электронную почту. По оценкам Мирового банка реконструкции и развития, в России приблизительно 30 млн человек пользуется Интернетом. По данным Министерства связи и массовых коммуникаций РФ, эта цифра составляет 35 млн человек. Доля людей, пользующихся электронной почтой, -- 45,5% среди всех работающих (эти данные исследователи экстраполировали на Россию, исходя из статистики американских исследователей по распространению электронной почты), что составляет примерно 13,5 млн человек.
Эти 13,5 млн человек распределены по видам деятельности (использованы данные, обобщенные в исследовании Spam: the repeat offender американской компании Nucleus Research) следующим образом: в сельском хозяйстве и рыболовстве -- 3%, в добыче ископаемых и обрабатывающем производстве -- 10%, в строительстве, торговле, транспорте, связи, здравоохранении и социальных услугах -- 20%, в недвижимости и образовании -- 30%, в госуправлении и военной безопасности -- 50%, в финансовой деятельности -- 70%. Используя данные о номинальной зарплате по всем отраслям, можно вычислить среднюю номинальную зарплату работающих, пользующихся электронной почтой, -- 17 767,4 руб. в месяц. Таким образом, можно вычислить среднюю зарплату в час -- 856 руб.
В среднем каждый пользователь электронной почты на работе получает 21,8 письма в день, спама среди них 9,9 письма, то есть 45%. «Учитывая количество работающих, пользующихся электронной почтой, в зависимости от места их работы и занимаемой должности, а также их среднюю заработную плату, можно вывести сумму потерь от спама -- 47,2 млрд руб., или 1,9 млрд долл.», -- говорит директор департамента стратегического анализа ФБК Игорь Николаев. В среднем на удаление письма уходит 6,8 сек., значит, человек тратит 0,09 часа в день на удаление спама -- это 9,2 руб. потерь для экономики.
Эксперты ФБК обращают внимание, что потери российской экономики от спама существенно ниже, чем, например, в США (там еще в 2007 году, по оценке американских специалистов, они составляли 71 млрд долл.). По мнению ФБК, это объясняется несколькими причинами. В России значительно меньшая стоимость рабочей силы (зарплата россиян в номинальном долларовом выражении примерно в семь раз меньше, чем у американцев); количество работающих, пользующихся электронной почтой, в России в семь раз меньше по сравнению с США (13,5 млн и 100 млн человек соответственно); а кроме того, как показало исследование, пользователи электронной почтой в России в 2,5 раза оперативнее удаляют спам (6,8 сек. по сравнению с 16 сек. у американцев).
Согласно данным исследования, первое место по количеству источников спама принадлежит США. Россияне вошли в тройку лидеров, пропустив вперед спамеров из Китая.
По словам Игоря Николаева, величина потерь российской экономики от спама только кажется незначительной. «В условиях экономического кризиса экономия могла бы быть более чем существенна. Потери экономики от спама вполне сопоставимы с суммой, которую государство собирается выделить в 2009 году на увеличение пособий по безработице -- это 1,4 млрд долларов».
Российские исследователи признают, что примененная ими методика не претендует на завершенную комплексность оценки экономических потерь от спама. В частности, она не учитывает расходы на поддержание в работоспособном состоянии антиспамовой защиты и потери экономики от пользования услугами сомнительного качества. То есть потери российской экономики от спама могут быть еще больше.
Подготовлено совместно с iToday.ru