Время новостей
     N°28, 18 февраля 2009 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  18.02.2009
Герои копченые и жареные
В кинотеатре «35 мм» показали последних лауреатов Британской анимационной премии
Британскую анимационную премию (British Animation Awards) принято называть аббревиатурой BAA, что для англичан звучит, как для русских «бе-е». Понятное дело, что значком премии с таким блеющим названием стала овца, и каждого из лауреатов BAA теперь просят нарисовать или сделать в своем стиле овечку специально для приза. Награду эту вручают с 1996-го, раз в два года в большом количестве номинаций (причем у каждой номинации -- свой спонсор, чаще всего одна из студий или телеканалов). До финала доходят по три фильма в каждой из номинаций, а победителей потом издают на DVD в сборниках «Лучшее из Британской анимационной премии», купить которые можно без проблем.

О подобной ситуации с нашими мультфильмами можно только мечтать, хотя, казалось бы, профессиональный фестиваль, где соревнуются российские анимационные картины, снятые за прошедший год, у нас есть, номинаций там не так много, но тоже хватает (скажем, за неимением большого количества мультсериалов, рекламы и клипов все «заказное» сведено в одну кучу «прикладной анимации»). И до тех пор, пока отечественные студии не перестанут надеяться на какие-то мифические золотые дожди, которые должны пролиться на выпущенные ими короткометражки, и не договорятся о том, чтобы выпускать best of российской анимации вскладчину, нашему зрителю легче увидеть лучшие из новых британских фильмов, чем российских. Седьмой том Best of British Animation Awards за последние два года уже в продаже, покупай по Интернету и смотри. В то время как практически ничего из российских фильмов, сделанных за последние два года, не вышло на дисках, и найти можно только некоторые из них, выложенные какими-то доброхотами в Интернет, как правило, в ужасном качестве, совершенно убивающем «богатую» картинку.

Ну и отдельной зависти заслуживает то, как британцы поддерживают показ своих лучших мультфильмов в других странах. Пожалуй, по готовности продвигать национальную анимацию англичан можно сравнить только с французами, а это, между прочим, две главные анимационные державы в Европе. Интересно, слышал ли кто-нибудь хотя бы о самом скромном фестивале новой российской анимации за пределами России? Куда там -- и в России-то их раз-два и обчелся.

Вернемся к нашим овцам, то есть BAA: в минувший уикенд в Москве показали свежую порцию ее лауреатов, уже по версии 2008 года. И надо думать, эта программа, как и в прошлые годы, проедет по нескольким городам России. Призеров British Animation Awards крутили в кинотеатре «35 мм», славящемся своей любовью к анимации, и вплоть до последнего показа в десять вечера в воскресенье зал был набит, а билеты раскуплены заранее. В подборку попали, разумеется, не все лауреаты, иначе она была бы слишком длинной. Особенно если учесть, что приз за специальный фильм для телевидения на этот раз получил 35-минутный «Петя и Волк» Сьюзи Темплтон, взявший прошлого «Оскара».

На мой взгляд, лучшим из того, что показали, был, во-первых, получивший премию BAA «За мастерство» рисованный фильм «Сестры Пирс», снятый Луисом Куком на легендарной студии «Аардман», известной своими пластилиновыми лентами. История, одновременно грустная и саркастическая, рассказывала о двух уродливых одиноких сестрах -- здоровенной силачке и тщедушной крошке с косицами, -- одиноко живущих на берегу моря, занимаясь, главным образом, ловлей рыбы, которую они потом потрошат и коптят. И вот как-то они спасли полуутопшего молодого рыбака, с любовью выходили его, а тот, как пришел в себя и увидел их страшные рожи, так и бросился обратно в море. Финал таков: выброшенный на берег труп снова утопшего рыбака, сестры разделывают, как прежде рыб, а потом копченое чучело наряжают и сажают с собой пить чай. Вот тогда и оказывается что таких «гостей» у них за столом полным-полно.

История, конечно, выглядит жестко -- отечественные зрители, да и профессионалы анимации, любящие более щадящие, сентиментальные сюжеты, воспринимают такое кино с трудом (недаром на русско-украинском фестивале «Крок» позапрошлого года, где «Сестры Пирс» получили главный приз, участники фестиваля чуть не устроили выбору жюри обструкцию). Но как ни крути, резкий рисунок в фильме Кука так эффектен, драматургия, характеры и анимация так точно разработаны, что не отдать ему должное невозможно.

Второй отличный фильм -- «Мечты и желания -- семейные узы» Джоанны Куинн, знаменитой своей «тотальной» рисованной анимацией, где все летит и превращается, не останавливаясь ни на мгновение. Это очень смешное и тоже весьма желчное кино о мечтательной толстухе, получившей в подарок кинокамеру и, начитавшись про Вертова и Эйзенштейна, решившей снять свадьбу своей приятельницы. Поток сознания дурехи сопровождается потоком событий, несущихся в глазке ее камеры, которую поначалу она не выпускает из рук даже в сортире, а потом, надравшись на свадьбе, привязывает к спине всюду лезущей собачонки. «Мечты и желания» получили приз публики. Кстати, вместе с ними эту награду разделил маленький и совершенно абсурдный фильм «t.o.m.» (режиссеры Том Брайн и Дэниел Грей), где аккуратный мальчик обстоятельно рассказывает, как, идя в школу, он постепенно раздевается, припрятывая вещи в разных укромных местах по пути. И у школьных ворот, к всеобщему хохоту детей, он оказывается уже совершенно голым. (Этот же фильм сочтен и лучшей студенческой работой по версии BAA 2008-го.)

Ну и третьим из самых эффектных фильмов нынешней подборки был пародийный нуар «Искренне ваш» Осберта Паркера (приз за лучшую короткометражку), где из старых криминальных лент (кстати, с участием Хэмфри Богарта), киножурналов о домохозяйках и многого другого остроумно настрижен и смонтирован холодящий кровь сюжет про корыстолюбивую красотку, убившую, провернувшую через мясорубку и сделавшую котлетки из своего богатого любовника. Но прямо как в детских страшилках, полицейский, укравший со сковороды котлетку, обнаружил там кусочек купюры и обо всем догадался.

Дальше в программе было еще несколько забавных картин: «Затравленный» (режиссер Шэрон Колмэн), остроумно названный прокатчиками «Только не спит барсук» (в английском названии игра слов состоит в том, что «затравленный» -- это буквально «забарсученный»). Тут несчастному зверю, пытавшемуся уснуть у себя в норе, мешали то крикливые вороны, то гремящая техника. Как выяснилось, техника эта погружала в землю прямо под барсучьей норой ракеты военных. И сонный герой только тогда смог уснуть в тишине, когда нажал на рычаг и выстрелил всеми тремя боеголовками. Cat Man Do -- одна из серий популярнейшего в Интернете сериала Саймона Тофилда о надоедливых кошках и собаках, получившая приз за самый смешной фильм (как только зал увидел первые кадры со спящим хозяином и хитрым котом, он завыл от восторга).

В подборке показали еще несколько заказных работ, которые любопытно было посмотреть: очень симпатичную и узнаваемую по графике и анимации, хоть и скучновато придуманную рекламу страховой компании Сильвена Шоме (автора «Трио из Бельвилля») -- про некий город, где люди боялись существа по имени Завтра. Ролик сайта по скачиванию музыки с одним из знаменитых большеротых тряпочных героев Бориса Хоппека, входящих в кукольную рок-группу C'Mons, обычно рекламирующую автомобили. На этот раз красный Симон заказал себе набор по увеличению пениса, главной частью которого оказался носок (эта лента была финалистом номинации «New Media: Реклама», но не получила приз). Ну и взявшие приз за лучшую графику кино-ТВ «Веселые факты» -- межпрограммные перебивки, сделанные компанией Trunk Animation по заказу нашего канала «Бибигон». Надо сказать, теперь тот же заказ выполняет российская компания «Первое поле», и по-моему, у нее получается ненамного хуже.

Это я снова к тому, что хоть в программе BAA-2008 и было несколько по-настоящему хороших картин, в целом набор не выглядел каким-то экстраординарным и недостижимым. Если взять подобный набор российских картин, получивших призы на Суздальском открытом фестивале в 2007--2008 годах, то там будут и номинированные на «Оскар» «Моя любовь» Петрова, и «Уборная история -- любовная история» Бронзита, и «Дождь сверху вниз» Максимова, и «Мальчик» Геллера, для детей -- «Жихарка» Ужинова, лучший сериал -- «Колыбельные мира» Елизаветы Скворцовой и два блока остроумнейших социальных роликов о дорожном движении Дмитрия Резчикова и Елены Черновой. То есть, в сущности, более чем сравнимая по уровню программа. Только ее не показывают.

Дина ГОДЕР