Время новостей
     N°27, 17 февраля 2009 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  17.02.2009
Бюджетный клинч: эпизод второй
Прошедшая неделя не добавила ясности с пересмотром бюджета-2009, а возможно, и загнала этот процесс в еще больший тупик. Не случайно, видимо, в своем телеинтервью президент Медведев решил не касаться этой темы, ограничившись тремя общими фразами. Тем временем то, с какой решительностью правительство «бросается» из крайности в крайность в своей политике антикризисных расходов, говорит о том, что у Белого дома по-прежнему нет четкого диагноза сложившейся ситуации, так же как и внятной системы целей, вокруг которых должна строиться теперь экономическая политика (см. также статью Сергея Алексашенко "Бюджетный клинч").

В прошлый понедельник, после того как стало ясно, что правительство смогло соединить «коня» в виде утвержденного бюджета и «трепетную лань» в виде антикризисных обещаний, лишь путем раздувания бюджетного дефицита до неприличных размеров, президент Медведев высказался за сдержанную бюджетную политику и потребовал от правительства ограничить антикризисные расходы согласованным пределом. После этого помощник президента Аркадий Дворкович сказал, что дефицит федерального бюджета планируется на уровне 8% ВВП. Хотя это высказывание до настоящего времени не стало официальной позицией Минфина или правительства, оно со всей очевидностью демонстрирует то непростое положение, в котором находятся российские власти.

Если указанное, крайне жесткое, ограничение размера дефицита федерального бюджета будет выполнено на практике, то это значит, что расходы бюджета-2009 после пересмотра превысят расходы, утвержденные законом, не более чем на 10%. В свою очередь из этого следует, что правительство намеревается, во-первых, втихую пересмотреть свои ранее выданные обещания по поддержке всего и вся, существенно сократив объем финансирования антикризисных мероприятий, и, во-вторых, профинансировать примерно половину из них за счет сокращения ранее утвержденных расходов бюджета.

С точки зрения макроэкономики это говорит о том, что на данной стадии правительство решило не использовать федеральный бюджет для стимулирования российской экономики, находящейся в состоянии рецессии. Более того, судя по имеющейся информации, министерства и ведомства прорабатывают сокращение плановых расходов бюджета главным образом за счет отказа от финансирования части текущих расходов и инвестиций, которые (будем считать) равномерно распределены по регионам. «Под нож» идут и оборонный заказ, и строительство дорог, и ремонт общежитий, и финансирование медицинских учреждений, то есть сокращается непосредственно государственный спрос. При этом нетронутыми остаются одиозные и монстрообразные программы, связанные с проведением встречи АТЭС во Владивостоке и сочинской Олимпиады. Конечно, можно говорить том, что и эти расходы являются государственным спросом, но очевидно, что их реальное влияние на изменение качества российской инфраструктуры близко к нулю. На смену срезанным расходам придут главным образом вливания в капитал государственных банков, которые, похоже, активно используют бюджетные средства для затыкания прорех в своих балансах, и субсидии, составляющие значительную часть антикризисных мер, стимулирующее воздействие которых на совокупный спрос будет существенно слабее. Зато, несомненно, эти расходы будут повышать спрос на устойчивые финансовые активы, т.е. на иностранную валюту, и создавать дополнительное давление на курс рубля.

Одновременно с этим правительство намерено избегать внешних заимствований и профинансировать дефицит-2009 за счет средств Резервного фонда и Фонда национального благосостояния. Представляется, что данное решение подкрепляется исключительно политико-психологическими аргументами («фантомные воспоминания» от кризиса 98-го года) и не является оптимальным с точки зрения экономики. С одной стороны, использование резервов Минфина для финансирования дефицита носит эмиссионный характер, что будет затруднять денежным властям осуществление должного контроля за динамикой денежного предложения и приводить к периодическому усилению давления на курс рубля. С этой точки зрения внешние займы Минфина носят более «здоровый» характер, поскольку источником рублевой ликвидности будет являться покупка валюты Банком России. С другой стороны, хотя мировые кредитные рынки еще далеко не восстановились, представляется, что стоимость заимствований для Минфина даже в этих условиях при наличии Резервного фонда в текущих объемах окажется ниже, нежели заимствования через год, когда кредитные рынки оживут, но средств в Резервном фонде не останется.

Я далек от мысли о том, что в нынешней ситуации у российских властей есть простые и очевидные решения. Их нет ни у кого -- Россия впервые столкнулась с рецессией, связанной с сокращением внешнего спроса, и всем приходится в первый раз на собственном опыте изучать этот сюжет. Политика, как известно, есть искусство возможного, и поэтому для смягчения воздействия кризиса на российскую экономику и снижения цены, которую нашей стране предстоит заплатить за выход из нынешней ситуации, властям нужно постоянно проявлять недюжинную политическую волю, лавируя между различными интересами, отказывая друзьям и лоббистам, и не забывать о глобальных интересах страны и общества. Бюджет-2009 в этой связи предоставляет правительству широкое пространство для демонстрации своих способностей.

Сергей АЛЕКСАШЕНКО
//  читайте тему  //  Россия и финансовый кризис