Время новостей
     N°27, 17 февраля 2009 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  17.02.2009
Жан Рено: Нельзя зацикливаться на одной роли
Старую «Розовую пантеру», цикл фильмов режиссера Блейка Эдвардса («Большие гонки», «Завтрак у Тиффани») о приключениях инспектора полиции Клузо, киноманы до сих пор вспоминают с нежностью. Дурака-полицейского в них играл известный британский комик Питер Селлерс, а в заставках к фильму под пером (или кисточкой) Фрица Фрилинга родился непревзойденный анимационный герой Розовая пантера, к полицейским и алмазам не имеющий уже прямого отношения.

В России тогда над милицией смеялись втихую, в анекдотах, а на экранах царил Луи де Фюнес в роли придурковатого инспектора Жюва, так что у нас большинство познакомилось с Жаком Клузо только в 2006 году, когда на экраны вышел американский ремейк. Инспектора Клузо сыграл там Стив Мартин, а его помощника -- Жан Рено. Коммерческий успех фильма был очень велик. В этом феврале на экранах появится вторая «Розовая пантера» с теми же участниками плюс Айшвария Рай Баччан, Энди Гарсиа, Джонни Холидей, Джереми Айронс и еще немало звезд.

В московском прокате фильм выходит с 19 февраля, в Америке с 6-го, а в Европе премьера прошла на закрытии Берлинского фестиваля. Выбор именно этого легкомысленного фильма для церемонии закрытия форума, прославившегося серьезным отношением к политическому и остросоциальному кино, кажется удивительным. Но чего не сделаешь ради появления звезд на красной дорожке. Вот и в Берлине придумали, что теперь мир надо спасать с помощью юмора.

В Москву исполнители главных ролей 60-летний Жан Рено и 73-летний Стив Мартин приезжали на прошлой неделе без всякой помпы. С Жаном РЕНО встретилась Ольга ГАЛИЦКАЯ.

-- В России вас знают как французского актера, действие второй «Розовой пантеры», как и первой, происходит во Франции, но фильм сделан в Голливуде. Вы не устаете от жизни на две страны?

-- Просто в Америке мне чаще предлагают работу. После международного успеха фильмов Люка Бессона получилось так, что люди, с которыми я сотрудничал во Франции, получили работу в Штатах. Мой агент в Америке. Жена моя живет в Нью-Йорке, естественно, и я живу там вместе с ней.

-- Задумывались ли вы о том, что будете делать, когда вам надоест перемещаться с одного континента на другой?

-- Постоянно задаю себе этот вопрос, но пока я в состоянии играть, я продолжаю. Недавно я провел почти полгода без работы в Париже и понял, что это очень скучно. Правда, я очень люблю разводить сады, организовывать красивое пространство -- такое дзен-буддистское удовольствие. Может быть, вы это заметили еще в «Леоне», где мой герой так привязан к своему цветку. Убежден, что все, что нас окружает, должно радовать глаз. Наверное, я мог бы целиком посвятить себя садоводству.

-- Многие киноманы оценивают ваши роли в ранних фильмах Люка Бессона «Голубая бездна» и «Леон» как вершину вашей карьеры. А что вы считаете своими главными достижениями в кино?

-- Самое главное в любой роли -- те впечатления, которые остаются у зрителей. Нельзя отрицать, что именно «Леон» и «Голубая бездна» стали теми фильмами, с которыми я объездил весь мир. Конечно, я этим дорожу. Бывает, что с картиной совпадают важные события моей жизни, например, во время съемок фильма «Ради любви к Розанне» у меня умер отец, и все, что связано с этой ролью, навсегда отпечаталось в моей памяти. По-моему, ужасно зацикливаться на одной роли, говорить, что вот в этом фильме я был великолепен. Это конец, ты становишься претенциозным и перестаешь развиваться, учиться. Ваш вопрос меня задел, и я хочу добавить, что для меня важнее всего процесс построения роли. Когда роль сыграна, пущена в свободное плавание, нужно думать про следующую. Если беспрестанно оглядываться назад, то не сможешь идти вперед.

-- Вы начинали как театральный артист, какое место сегодня занимает театр в вашей жизни?

-- Конечно, театр мне дорог, с него все начиналось. Сейчас я довольно часто выбираюсь в театр как зритель. У меня четверо детей, и когда у нас появляется возможность куда-то пойти вместе, мы отправляемся на спектакль. Кстати сказать, именно в театре чаще всего встречаешь потрясающих, необыкновенных артистов, которые, к сожалению, не слишком известны. Два года назад я вернулся на сцену как артист. А в прошлом году отважился на постановку оперы. Моим режиссерским дебютом на оперной сцене стала «Манон Леско». Для меня это большое событие.

-- Вы еще и книгу пишете -- о судьбах эмигрантов. Почему вы выбрали эту тему?

-- Наверное, потому, что я сам родился в изгнании. Мой отец уехал в Марокко, но он не собирался там оставаться. Это были нелегкие времена. И в настоящее время очень много эмигрантов в мире, особенно во Франции, живут сложной жизнью, по сути, они просто ссыльные. Идея книги состоит в том, чтобы поговорить об этой проблеме на основе собственного опыта.

-- В «Розовой пантере» у вашего героя Понтона двое детишек, милых мальчиков, но отчаянных сорванцов. Не планируете ли сняться в кино со своими детьми?

-- Старшая дочь уже снимается, но я ей не помогаю. Конечно, я мог бы замолвить за нее словечко какому-нибудь режиссеру, но считаю, нельзя этого делать. Я окажу своим детям дурную услугу тем, что буду устраивать их карьеру. Если им понадобятся мои профессиональные или житейские советы, я готов. Но свою дорогу нужно проходить самостоятельно.

-- В вашей карьере что больше всего способствовало успеху -- случай или трудолюбие?

-- В актерской профессии очень важно много трудиться, но большую роль также играет нужная встреча. Как и в любви: для того чтобы работать над отношениями, необходимо сначала встретить того самого человека, с которым эти отношения возможны.

-- Фильм «Розовая пантера 2» собрал замечательную актерскую компанию, наверняка принес всем хорошие гонорары, но сама по себе ваша роль была вам интересна?

-- Конечно, это не роль моей жизни. Но зато очень приятно было встретиться на съемочной площадке с друзьями, поработать вместе. Прежде всего с Джереми Айронсом, Джоном Клизом и Джонни Холидеем, которого я очень люблю. Я крестный отец его дочери. Стив Мартин фантастический партнер, нам было весело и интересно друг с другом. Я ведь уже говорил, что каждый фильм приносит новые впечатления и оставляет новые воспоминания.