Время новостей
     N°71, 22 апреля 2002 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  22.04.2002
Экологические проблемы разрешимы
«Русский алюминий» осваивает западные стандарты ведения бизнеса
Компания «Русский алюминий» продлила действие своих страховых программ. Весь бизнес «Русала» застрахован на сумму 11,2 млрд долл. Срок действия программы -- один год.

Лидером пула, объединившего крупнейших мировых страховщиков, является швейцарская компания Zurich. Из числа российских страховщиков в программу вовлечены компании «Ингосстрах», РОСНО и «Прогресс-Гарант». Однако по сравнению с 2001 годом долевое участие в программе иностранных страховых компаний все же несколько возросло.

Тем не менее участие отечественных компаний в соглашении о покрытии рисков «Русского алюминия» более чем весомо. Скажем, программа страхования грузоперевозок была разработана совместно «Ингосстрахом» и синдикатом Lloyd -- она покрывает риски «Русского алюминия» на сумму, превышающую 4 млрд долл. В ее рамках «Ингосстрах» и Lloyd гарантируют возмещение любых потерь, понесенных грузами алюминиевой компании при перевозках по всему миру и всеми видами транспорта. Кроме того, программа обеспечивает страхование грузов во время хранения в портах.

Страховым брокером выступает ведущая американская компания Aon Group Inc. Общая страховая сумма по программе страхования имущества и перерывов в производстве составляет 11,2 млрд долл., и это крупнейший страховой контракт на территории бывшего Советского Союза.

До сих пор отечественный бизнес не слишком охотно обращается к услугам страховых компаний. Часто страховщики в России используются лишь в разного рода финансовых схемах -- например, для оптимизации налоговых платежей.

Но, похоже, стандарты организации бизнеса, давно и с успехом применяемые крупными западными корпорациями, начинают приживаться и у нас. «Русский алюминий» -- среди первых компаний, которые внедряют цивилизованные западные стандарты, причем не только в области страхования операций, но и, например, в сфере поддержки сотрудников и улучшения экологии производства.

Хотя, конечно, западные стандарты сталкиваются с сугубо российской спецификой. У нас крупные корпорации в силу ряда причин вынуждены были взять на себя решение не только задач развития производства, но и части социальных вопросов. «Русский алюминий» не исключение. В состав компании входит 11 заводов, и практически все они являются градообразующими предприятиями. На предприятиях «Русского алюминия» трудится около 70 тысяч человек. Компания имеет обязательства перед обществом в части социальной защиты работников предприятий.

Зарплата на заводах группы превышает средние показатели по региону в 1,5--2 раза. И хотя зарплата одного рабочего ниже, чем на алюминиевых производствах, скажем, в Канаде, в целом расходы на персонал в российской компании выше, чем у многих западных конкурентов. Объясняется это тем, что общая численность рабочих на заводах компании гораздо больше, чем на Западе. И в силу своей социальной ответственности компания не может взять и сократить излишнюю рабочую силу, пусть даже в целях повышения эффективности производства.

«Русский алюминий» вкладывает немалые средства в переподготовку своих сотрудников. Так, только на одном, не самом, отметим, крупном, предприятии группы -- Саянском алюминиевом заводе в повышение квалификации сотрудников было вложено 14 миллионов рублей. На первый взгляд, не так уж и много. Однако за 2001 год обучение прошел каждый четвертый специалист завода: 1601 рабочий и 695 инженерно-технических работников. В Самаре, где расположен Самарский металлургический завод, переподготовку за 2000--2001 прошли около 12 тысяч человек.

От Советского Союза «Русскому алюминию» досталось непростое наследство: достаточно остро на предприятиях «Русала» стоят вопросы экологии. Скажем, в советское время уровень выбросов на Братском алюминиевом заводе по ряду вредных веществ превышал предельно допустимую концентрацию в 22 раза.

К настоящему времени проблема уже не столь остра -- уровень ПДК не превышается. Тем не менее специалистами АО «ВАМИ» -- Всероссийского алюминиево-магниевого института -- была разработана программа модернизации производства, носящая яркую экологическую направленность. Реализация программы, к которой приступила компания, позволит сократить выбросы в 1,5 раза, снизить образование отходов в 4,3 раза. Стоимость этой программы составляет громадную цифру в 144 миллиона долларов. Ясно, что в одиночку БрАЗ просто не вытянул бы ее. Однако в составе компании, консолидировавшей 75% российского производства алюминия и 12% мирового, БрАЗ с ней вполне справится. Более того, аналогичные проекты, призванные снизить вредные выбросы предприятий, реализуются на всех предприятиях группы.

«Русский алюминий», пожалуй, одна из десятка отечественных компаний, чей бизнес имеет не только национальное, но и транснациональное значение. Компания ведет бизнес-проекты на Украине, в Румынии, Гвинее, Австралии, Бразилии. И во многом имидж России в этих странах зависит от того, как именно алюминиевая компания строит в них свой бизнес.

Не последним фактором при принятии правительством той или иной страны решения о допуске на внутренний рынок транснациональной корпорации являются вопросы, связанные с решением социальных проблем.

Не менее ответственную социальную политику «Русский алюминий» проводит и за пределами России. На Украине, в Николаеве, где группой был приобретен глиноземный завод, результаты политики компании оценивали непосредственно ее адресаты -- компания заказала серию независимых анонимных опросов работников предприятия. Результаты опроса показали, что уже через несколько месяцев количество сотрудников Николаевского глиноземного комбината, положительно оценивающих перемены в социальной обстановке на предприятии, увеличилось до 68%. Неудивительно, что аналогичную оценку компания получила и от правительства Украины, которое, как официально заявил первый заместитель председателя правительства страны Олег Дубина, довольно сотрудничеством с «Русским алюминием».

Анна СЕМЕНОВА