|
|
N°27, 17 февраля 2009 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
На них никто не нападал
Москва не видит повода для независимости сербского края
Год назад, 17 февраля 2008 года, депутаты-албанцы проголосовали за то, чтобы двухмиллионный край Косово обрел независимость от Сербии. Это решение последовало за провалом двухлетних переговоров, которые велись между руководством косовских албанцев и властями Белграда при международном посредничестве. Албанские лидеры Косово обвинили сербскую сторону в сознательном срыве переговорного процесса.
В ответ Белград заявил о грубейшем нарушении международного права и сослался на резолюцию Совета Безопасности ООН 1244 от 10 июня 1999 года. Этот документ был принят после 78-дневных бомбардировок Югославии силами НАТО, вывода из Косово сербских сил и размещения там Миссии ООН и многонациональных миротворческих сил. Резолюция требовала от мирового сообщества выработать приемлемый для всех сторон статус Косово и подтверждала «приверженность всех государств-членов суверенитету и территориальной целостности Союзной Республики Югославия и других государств региона».
Решение албанских сепаратистов, которые вели борьбу за выход из состава Сербии с 1980-х годов, сразу же поддержали США и ведущие страны -- члены Европейского союза. К настоящему времени независимость Косово признали 54 государства -- члена ООН, в том числе 22 из 27 членов ЕС (в оппозиции остаются Греция, Испания, Кипр, Румыния и Словакия).
Россия за истекший год не изменила негативного отношения к косовской независимости, хотя за это время успела признать два других самопровозглашенных государства -- Абхазию и Южную Осетию. В опубликованном на днях интервью немецкому журналу "Шпигель" глава российской дипломатии Сергей Лавров заметил, что грузинский президент сам разрушил территориальную целостность страны, когда в августе прошлого года приказал бомбить мирный город в Южной Осетии: «В Косово тоже была война -- долгая, жестокая, с нашей точки зрения, полностью противоречащая международному праву. Она была прекращена в 1999 году резолюцией ООН 1244, которой придерживалась Сербия. В отличие от Южной Осетии и Абхазии албанцы в Косово не подвергались никакому давлению и на них никто не нападал. Не было никакого повода для объявления независимости Косово».
«Американцы активнее других лоббировали идею предоставления независимости Косово, -- заметил «Времени новостей» заведующий отделом истории славянских народов Юго-Восточной Европы в новое время Института славяноведения РАН Александр Карасев. -- США пытались поправить свой имидж в глазах мусульманского мира и стремились создать постоянный кризисный очаг под боком у Евросоюза, дабы подорвать его способность проводить единую внешнюю и оборонную политику». По мнению эксперта, для сербов решение о независимости Косово было «однозначно несправедливым», ведь согласно всем решениям ООН край входит в состав Сербии, на его территории проживают от 100 до 120 тыс. сербов, еще несколько сот тысяч были вынуждены бежать от албанских боевиков: «Другое дело, что Белград за последние два десятилетия так и не выработал внятные и эффективные политико-экономические меры, чтобы сохранить край в своей орбите. А жесткие военно-полицейские операции против албанских экстремистов привели в конечном итоге к обратному эффекту».
Нынешний статус Косово с международно-правовой точки зрения остается неопределенным. Осенью 2008 года Сербия направила в Международный суд ООН иск с требованием дать оценку соответствия независимости Косово нормам международного права. Однако вердикт ожидается не ранее лета 2010 года. Ныне в Косово действуют сразу три международных миротворческих присутствия -- представительство ООН, гражданско-полицейская миссия Евросоюза и миротворческие силы под командованием НАТО. Все они формально действуют по мандату ООН, но понимают его по-разному. Если Миссия ООН осуществляет общий надзор над ситуацией и готовит регулярные доклады генсеку ООН, то миссия ЕС видит главную задачу во всемерном содействии местным властям в укреплении государственных институтов.
Есть у самопровозглашенного государства и собственные вооруженные формирования -- силы безопасности Косово, созданные в январе под надзором ЕС и НАТО. Этот шаг еще больше возмутил Сербию, обвинившую Запад в опасной «игре с огнем». Компактно проживающие на севере края сербы не признают никаких решений Приштины. В июне 2008 года они создали собственную скупщину сербских общин Косово и взяли курс на укрепление политических и экономических связей с остальной Сербией.
«Наиболее оптимальным выходом из «косовского тупика» мог бы стать отказ Запада от любых решений по статусу Косово с одновременным ускоренным приемом Приштины и Белграда в Евросоюз. Это могло бы улучшить атмосферу во взаимоотношениях сербов и албанцев, запустить финансово-экономические интеграционные механизмы, вопрос о статусе был бы на время отложен. Однако вряд ли руководство ЕС согласится для этого пересмотреть уже принятые решения по статусу Косово», -- предположил в беседе с «ВН» Александр Карасев.
Петр ИСКЕНДЕРОВ