|
|
N°27, 17 февраля 2009 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Дешевый путь
Минпромторг предлагает скорректировать стратегию развития фармотрасли
Экономический кризис может оказаться катализатором, который спровоцирует массовый запуск производственных линий иностранных фармацевтических компаний на территории России. И даже позволит отечественным компаниям скупить на Западе некоторое количество инновационных препаратов для дальнейшего эксклюзивного производства. Так оценивают перспективы рынка лекарств, подкорректированные новыми финансовыми реалиями, составители стратегии развития фармотрасли до 2020 года из Минпромторга и представители законодательной власти. Независимые эксперты, впрочем, считают эти прогнозы в значительной степени утопическими.
«Кризис не меняет целей нашей стратегии», -- так вчера начал выступление на открывшейся в Москве конференции «Фармацевтический бизнес в России» сотрудник отдела фармпромышленности и биотехнологического комплекса Минпромторга Дмитрий Колобов. Напомним, что основная цель стратегии -- это локализация производства медикаментов и сокращение объемов импорта лекарств, который на настоящий момент превышает 80%. Стратегия предусматривает, что к 2020 году хотя бы половина препаратов, имеющихся на отечественном рынке, будет местного производства.
«Рынок на две трети зависит сейчас от импортных поставок. Это угроза национальной безопасности, -- поддержал чиновника заместитель председателя комитета Госдумы по охране здоровья академик Сергей Колесников. -- Особенно ощутим дефицит отечественных медикаментов для лечения сердечно-сосудистых и онкологических заболеваний».
Изменение финансово-экономической ситуации в мире может изменить и методы достижения поставленной задачи, уверен г-н Колобов. Например, в Минпромторге предлагают скупать у разорившихся небольших западных биотехнологических компаний разработки препаратов, находящиеся на доклинической стадии или в самом начале «клиники». Закончить клинические испытания уже в российских лечебных учреждениях, а затем передать препараты отечественным производителям и инвесторам. Всем этим по замыслу Минпромторга могла бы заняться, например, государственная корпорация «Роснано».
Правда, сколько средств на реализацию такого проекта может понадобиться, Дмитрий Колобов не уточнил. Хотя именно финансовая сторона и является ключевой. «Идея неплохая, только денег на ее реализацию пока нет, -- пояснил «Времени новостей» генеральный директор маркетинговой компании DSM Group Александр Кузин. -- А потребуются десятки миллионов долларов на закупку каждой разработки. При этом вложения крайне рискованные, ведь на каждой стадии испытаний новый препарат может оказаться опасным или неэффективным, что делает его производство невозможным».
К тому же мировая практика показывает, что для того, чтобы окупить вложения в инновации, нужно их реализовывать на мировом рынке. Ни один локальный рынок, а тем более такой скромный, как российский (около 1% мирового фармрынка), окупить затраты не сможет. «Я допускаю, что наши ученые в состоянии сделать инновационные препараты, а производители произвести. Но добиться мирового признания дороже на порядок и в разы сложнее», -- подчеркивает г-н Кузин.
По мнению экспертов, выступавших на конференции, значительно реалистичнее выглядит «фискальный путь локализации фармацевтического производства» -- например, введение заградительных пошлин на ввоз готовых лекарств. Так в свое время поступили в Китае, где транснациональные корпорации сразу стали строить свои «сборочные» заводы. «Многие иностранные производители, я думаю, ждут чего-то похожего и в нашей стране и готовы открывать производства. Но заинтересованность их в российском рынке не так уж велика, поэтому кто-то может и просто уйти», -- уверен Александр Кузин.
Галина ПАПЕРНАЯ