|
|
N°27, 17 февраля 2009 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
«Норникель» попрощался с Австралией
Компания законсервировала все свои предприятия в стране
«Норильский никель» следует избранной стратегии и продолжает закрывать низкорентабельные мощности. Вчера никелевый гигант сообщил, что его «дочка» -- Norilsk Nickel International -- законсервировала с 16 февраля производство на оставшихся двух предприятиях в Западной Австралии -- Black Swan и Lake Johnston.
Такое решение компания объясняет необходимостью сокращения издержек и "оптимизации деятельности зарубежных никелевых активов группы вслед за консервацией предприятий Cawse и Waterloo в ноябре 2008 года». «В значительной степени предпринимаемые меры обусловлены неблагоприятной экономической ситуацией, снижением цен на никель и значительными производственными издержками на данных предприятиях», -- говорится в сообщении «Норникеля». Штат сотрудников закрываемых предприятий, как отмечает компания, будет сокращен примерно на 330 человек к марту этого года, немногочисленный персонал будет сохранен лишь для обслуживания законсервированных объектов. «Компания стремится в полном объеме выполнить свои обязательства перед высвобождаемыми сотрудниками, и, по возможности, будет оказывать содействие в поиске альтернативных вариантов трудоустройства», -- отмечает «Норникель».
После консервации Black Swan и Lake Jonston у «Норникеля» не останется ни одного работающего предприятия в Австралии: в ноябре прошлого года компания уже приняла решение о закрытии рудников Waterloo и Silver Swan, а в октябре был закрыт и горно-обогатительный комбинат Cawse. Все эти предприятия появились у «Норникеля» в 2007 году после покупки никелевых активов OM Group за 400 млн долл. и LionOre за 6,5 млрд долларов.
В октябре, когда был законсервирован завод Cawse, в «Норникеле» подчеркивали, что решение о закрытии завода не повлияет на другие активы в Австралии. Но уже в декабре генеральный директор никелевого гиганта Владимир Стржалковский сообщил, что в дальнейшем компания сконцентрируется в основном на российском производстве при возможном закрытии зарубежных активов. «Мы не будем держать производство, которое глубоко нерентабельно», -- заявил он, отметив, что в настоящее время гораздо лучше положение у завода «Норникеля» в Финляндии, а с рентабельностью на уровне нуля работает и предприятие в Ботсване. Канадскую же LionOre, по его словам, ждет сокращение производства «вплоть до продажи».
Как пояснил «Времени новостей» представитель «Норникеля», теперь из действующих иностранных производств у компании остались Tati Nickel в Ботсване, финское предприятие Harjavalta, предприятие Nkomati в ЮАР («Норникель» владеет 50-процентной долей) и производитель платиноидов StillwaterMining в США. В начале 2008 года «Норникель» остановил строительство нового завода в Ботсване, который должен был работать по технологии Activox.
Эксперты считают, что закрытие производств в Австралии и Африке существенно не повлияет на объемы производства компании, ведь австралийские активы «Норникеля» занимают порядка 5% в общем объеме его годового производства, а африканские -- 9%.
«Норникель» является крупнейшим в мире производителем никеля и палладия и одним из крупнейших в мире производителей платины, родия, меди и кобальта. Помимо этого компания выпускает большое количество сопутствующих металлов, включая золото, серебро, теллур, селен, иридий и рутений. В настоящее время на долю «Норникеля» приходится более 20% мирового производства никеля, более 10% кобальта и 3% меди, а на российском рынке -- около 96% всего производимого в стране никеля, 55% меди, 95% кобальта. Основные российские производственные подразделения «Норникеля» -- Заполярный филиал и Кольская горно-металлургическая компания. Международные же активы включают предприятия в Финляндии, Австралии, Ботсване и ЮАР. Кроме того, «Норникель» является мажоритарным акционером в компании Stillwater Mining Company -- крупнейшем производителе металлов платиновой группы в Северной Америке.
Black Swan и Lake Johnston, на которых приостанавливается производство, расположены в ведущих никеледобывающих районах Западной Австралии и имеют потенциал разработки в будущем, однако пока их деятельность нерентабельна. В 2008 году предприятия Black Swan и Lake Johnston произвели около 25 тыс. тонн никеля в концентрате.
Ирина ЦЫРУЛЕВА