|
|
N°71, 22 апреля 2002 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Разделяй и властвуй
«Царь скорпионов» на экранах Москвы
Впервые Царь Скорпионов появился в блокбастере «Мумия возвращается». Невероятное существо с туловищем ядовитого гада и суровой физиономией звезды рестлинга Дуэйна Джонсона (более известного как Скала, под каковым псевдонимом он и указан в титрах) производило весьма внушительное впечатление, но вот беда -- появлялся Царь в кадре слишком уж ненадолго и ближе к концу. Неудивительно, что про него решили сделать отдельный фильм.
К «Мумии» «Царь скорпионов» имеет отношение косвенное: действие картины происходит «за много тысяч лет до того, как были построены пирамиды». Да и Царь здесь пока еще не неведома зверушка, а вполне бесхвостый, двуногий и мощно сложенный наемник из Аркадии по имени Матайюс. Чтобы отомстить злому правителю (Стивен Брэнд) за смерть брата, Матайюс отправляется в Гоморру -- тем более что по ходу дела ему «заказали» тамошнюю провидицу (Келли Ху). Разумеется, провидица оказывается слишком красивой и доброй, чтобы ее убивать, а вот для того, чтобы влюбиться -- так в самый раз. А вот в гоморрского военачальника влюбиться при всем желании не получится, так что брат оказывается отмщенным по высшему разряду.
Больше всего фильм Чака Рассела похож на «Конана-варвара» Джона Милиуса. Сходство начинается с рекламных слоганов: у «Царя скорпионов» -- «Воин. Легенда. Царь», у «Конана» -- «Вор. Воин. Гладиатор. Царь». Не говоря о том, что в рекламном ролике использована музыкальная тема из «Конана». (Кстати, не так давно те же величественные раскаты можно было услышать в трейлере «Гладиатора» -- и, похоже, ничего более мощного, чем «конанская» музыка Бэзила Полидуриса, в Голливуде все равно уже не напишут.) Даже команды сопровождения тождественны, с небольшой разницей в деталях: вместо подруги-воительницы -- подруга-провидица, вместо дальневосточного мага -- ближневосточный изобретатель, а вместо вечно попадающего впросак вора... впрочем, он так и остался вечно попадающим впросак вором. Иные заимствования еще очевидней, но поскольку «Царь» предназначен в первую очередь для юных зрителей, которые никакого «Конана» в глаза не видели, все будет принято за чистую, только что отчеканенную, монету. К тому же совпадения кажутся не плагиатом, а элементом ритуальной магии -- видимо, продюсеры рассчитывали, что для Скалы «Царь скорпионов» окажется такой же путевкой в большой кинематограф, как некогда первый «Конан» для Арнольда Шварценеггера. И старались ни в чем не отходить от сработавшего рецепта.
Сработал ли он на сей раз, сказать сложно. В России «Царь скорпионов» вышел одновременно с Америкой, и кассовые результаты заокеанского уикенда будут известны лишь сегодня. И пока неизвестно, стал ли «Царь скорпионов» чемпионом. Но на определенное количество долларов он вполне может рассчитывать -- зрелище впечатляющее (при том, что бюджет на удивление невелик для фильма такого масштаба -- «всего» 60 миллионов). Да к тому же в отличие от кроваво-ницшеанского «Конана» вполне безобидное -- детям до тринадцати лет не возбраняется смотреть кино в сопровождении родителей. Наверное, это правильно, однако... Сумрачный шварценеггеровский Конан, казалось, был сотворен из той самой холодной и смертоносной стали, секрет которой люди из его народа нашли в «стародавние времена, которые и не снятся уже никому». И оттого навсегда вошел в историю мирового кино. Что до героя Дуэйна Джонсона, то его, может быть, и отливали в тех же самых формах -- но из пластика. Крепкого, красивого, легкомоющегося -- но вряд ли имеющего особую культурную ценность. «Понимаешь, у того лицо умнее».
Самое удивительное -- в картине ни слова не сказано о том, как именно Царь превратился в злую Скала-пендру, которую мы имели удовольствие наблюдать в «Мумии». Возможно, авторы сюжета готовят продолжение, где у Джонсона вырастет-таки жало и дополнительные конечности. А может быть, просто об этом забыли.
Станислав Ф. РОСТОЦКИЙ