Время новостей
     N°71, 22 апреля 2002 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  22.04.2002
Прет-а-порте ЛУКОЙЛа
Крупнейшая нефтяная компания страны пытается подорожать
«Заходи в понедельник, у нас будет презентация нового имиджа», -- позвал меня на прошлой неделе в ЛУКОЙЛ сотрудник пресс-службы. Полученный чуть позже факс сообщал, что 22 апреля президент крупнейшей нефтяной компании страны Вагит Алекперов проведет пресс-конференцию «в связи с подготовкой «Программы реструктуризации». Сегодня этот день настал. Перед аналитиками инвестиционных банков и компаний, а два часа спустя перед журналистам г-н Алекперов должен явить нечто поражающее воображение.

Опрошенные аналитики в один голос утверждают, что образ ЛУКОЙЛа в сознании инвесторов недостаточно хорош. «ЛУКОЙЛ добывает больше всех нефти, имеет больше всех зарубежной собственности, а его акции стоят дешевле, чем бумаги ЮКОСа и «Сибнефти», -- говорит Константин Резников из Альфа-банка.

В пятницу, по данным Российской торговой системы, капитализация ЮКОСа составляла 21,7 млрд долл., ЛУКОЙЛа -- 14,7 млрд долл. «Сибнефть» оценивалась в 8,8 млрд долл., но в пересчете на тонну добычи ее акции стоили дороже.

В течение 2001 года Вагит Алекперов уступил свое былое лидерство на фондовом рынке более агрессивным Михаилу Ходорковскому (глава ЮКОСа) и Евгению Швидлеру (президент «Сибнефти»). Его это не может не раздражать. «Новый имидж ЛУКОЙЛ обещал запустить в 2003 году, но пример ЮКОСа заставил поторопиться», -- говорит Дмитрий Дружинин из ИК «Проспект». По его словам, ЮКОС очень четко обозначил свою финансовую и промышленную политику, а все сделки с недавнего времени понятны акционерам, в то время как ЛУКОЙЛ многие вопросы оставляет без ответа, что вызывает у инвесторов недоверие к действиям его руководства. «Они пообещали выделять на дивиденды определенный процент чистой прибыли, а рынок не воспринял эти слова всерьез, ведь дивиденды у ЮКОСа и «Сибнефти» все равно оказываются выше, -- говорит г-н Дружинин. -- Неоднократно задерживался выпуск финансовой отчетности, чего конкуренты себе не позволяют».

Аналитики говорят о двух главных проблемах ЛУКОЙЛа -- субъективной и объективной. Инвесторам кажется, что компания недостаточно информирует их о своей деятельности. «Заключаются какие-то сделки, например в Латинской Америке, а какой от них прок акционерам, совершенно непонятно, и никто не в состоянии этого объяснить, -- продолжает Дмитрий Дружинин. -- Конечно, правду о себе никто никогда не расскажет, но ведь компания даже и не пытается разъяснить свои действия акционерам».

«Инвесторы пробовали, но так и не смогли получить внятного объяснения, почему у ЛУКОЙЛа по итогам девяти месяцев 2001 года выросли издержки на производство продукции», -- говорит Геннадий Красовский из «НИКойла». Иными словам, деньги куда-то ушли, а куда -- неизвестно, между тем дивиденды из-за этого явно уменьшились.

Нежелание ЛУКОЙЛа говорить о себе аналитики назвали главной психологической проблемой компании, и влияние этого фактора на цену акций они считают очень высокой.

Одновременно они подвергают критике стратегию ЛУКОЙЛа, которая привела к потере компанией лидерства. «ЛУКОЙЛ в прошлом году инвестировал в добычу 3 млрд долл. и увеличил ее на 2%, а ЮКОС потратил 700 млн долл. и увеличил на 20%. Вот в чем проблема», -- считает Константин Резников из Альфа-банка. Он ожидает также, что ЛУКОЙЛ будет снижать себестоимость добычи нефти, которая сейчас у компании выше, чем у конкурентов.

«Думаю, что ЛУКОЙЛ скорректирует свою инвестиционную политику, и объявление об этом будет сделано в понедельник», -- говорит Геннадий Красовский. По его словам, инвестируя в проекты, отдача от которых появится только через несколько лет, ЛУКОЙЛ обеспечивает себя дешевой нефтью на будущее, но рынок слабо воспринимает эти далекие перспективы на фоне успехов ЮКОСа и «Сибнефти», поэтому компания, вероятно, согласится занять некую среднюю позицию.

По мнению Дмитрия Дружинина, ЛУКОЙЛу не хватает качественного западного финансового консультанта. «Главные игроки на российском фондовом рынке -- это западные инвесторы, -- говорит аналитик. -- ЮКОС это понял и нанял Brunswick Warburg. Результат налицо».

«Рецепты г-на Алекперова не будут неожиданными, но это не помешает ЛУКОЙЛу в понедельник стать новой компанией», -- строит догадки Геннадий Красовский. Этот шаг, считает он, позволит акциям ЛУКОЙЛа быстро преодолеть рубеж в 20 долл. В пятницу они стоили чуть более 17 долл. за штуку. Это предположение другие аналитики не оспаривают. «Такие перспективы есть. Главное, чтобы, выполняя свои обещания, компания нас не разочаровала, как это иногда случалось раньше», -- сказал Константин Резников.

Олег ЧЕРНИЦКИЙ