|
|
N°27, 17 февраля 2009 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Метод вычитания
Новый джаз и старый рок
Erik Truffaz. Mexico; Benares; Paris (Blue Note). Французский трубач Эрик Трюффаз делает такие вещи, которые менее известному артисту не простили бы. Вот, например, новый альбом Трюффаза -- это непонятно что. Три компакт-диска с именами местностей -- Mexico, Benares, Paris, -- продающиеся вместе или по отдельности. В каждом не сказать, чтобы было очень много музыки: только у «Парижа» хронометраж приближается к стандартному диску, остальные -- скорее EP. В записи каждого, так сказать, CD принимало участие какое-то количество музыкантов из разных стран мира, с которыми Трюффаз не играл вообще никогда. «Мехико» с музыкантом-электронщиком по имени Murcof Трюффаз записывал и вовсе по переписке. Этот EP, кстати, самый странный из всех трех и вообще самый оригинальный в дискографии французского трубача. Совершенно непонятно, из чего складывается весь кайф Mexico. Ну да, джазовые импровизации на трубе с сурдиной. Ну, современные ритмы. Ну, электроника. Все это трубач и его соратники по группе уже десяток лет смешивают и взбалтывают. В Mexico есть фрагменты, где нет ни современных ритмов, ни электроники, ни каких-то виртуозных пассажей трубы, которая то сипит, как курильщик, то прозрачна, как дискант ребенка. Но магия от такого метода вычитания все равно не пропадает, и нечто происходит между нотами. В пьесе с характерным названием Avant a l'aube («До рассвета») Трюффаз добивается простоты и прозрачности композиции, которая завораживает, как иные незатейливые творения Арво Пярта.
В Benares, как уже понятно из названия, -- ориентальные темы. С Трюффазом здесь творят индийские музыканты, певица Индрани и исполнитель на табла Апурба Мухержи, а также пианист Малколм Браф. Индийцы, конечно, виртуозничают, как и положено индийцам, но настоящая магия рождается от сочетания вроде бы не сочетаемых трубы и таблы, фоно и таблы. Опять же очень разреженная запись, много воздуха.
Наконец, самый забавный материал -- в диске Paris. Он записан с французским чернокожим певцом по имени Слай Джонсон, затейливым импровизатором вроде Бобби Макферрина. Включает авторский материал и абсолютно неожиданные в данном контексте кавер-версии: Come Together the Beatles и Don't Stop the Dance Брайана Ферри.
В общем, Трюффаз пребывает в полнейшем расцвете своего гения. Вот кому бы «Грэмми» дать. Это было бы крайне полезно для «Грэмми».
Whitesnake. Good to be Bad (SPV) Последний на сегодняшний день альбом британцев Whitesnake (первый на знаменитом «металлическом» германском лейбле SPV) хорош по музыке и пришелся ко времени. Сейчас мало такого нормального мелодичного хард-рока. Говорят, он еще и продается хорошо, но это уже, как говорится, «не ко мне». Да, Good to be Bad -- отличный альбом: несложный песенный рок без наворотов, классичный, приблюзованный, очень в духе старого доброго Девида Кавердейла, который умеет сочинять «хуки» как никто другой). Там вообще много чего напоминает старые времена. Но не впрямую, а косвенно, что как раз и хорошо. Начинается альбом тяжелой Best Years, продолжается скоростной Can You Hear the Wind Blow. Call on Me напоминает Shake My Tree из проекта Девида Кавердейла и Джимми Пейджа начала 90-х. Даже слова похожи: My body's shaking like a willow tree. All I Want All I Need -- в том стиле, который удается Кавердейлу и компании (кто бы эту компанию ни составлял в разные годы) лучше всего: мягкий хард-рок в духе поздних 80-х. То, что на Западе называют расплывчатым термином melodic rock (то есть надо полагать, что существует еще и какой-нибудь rhythmic rock, ну да это все софизмы). All I Want -- отличная песня, из разряда тех, с которыми Whitesnake в 1987 году завоевали США. То есть весь мир.
Компакт-диски предоставили компании Gala Records и «Союз»
Александр БЕЛЯЕВ