|
|
N°27, 17 февраля 2009 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
"Главная наша цель -- сохранить уклад малых народов"
Премьер-министр России Владимир Путин на днях утвердил своим распоряжением «Концепцию устойчивого развития коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ». К этой группе населения относится 160 народов общей численностью около 240 тыс. человек. Ненцев, например, в России, по официальным данным, 41 тыс., а энцев -- всего 240 человек. На протяжении всех последних десятилетий эти люди оставались всего лишь этнографическим фоном индустриального освоения отдаленных российских территорий. Причем фоном чаще всего неблагополучным, в том числе потому, что индустриальное освоение до неузнаваемости изменяло их среду обитания. «Концепция» же фактически напоминает, что все эти северные, сибирские и дальневосточные традиционные общества -- такая же неотъемлемая часть России, как москвичи, нижегородцы или, скажем, горцы Северного Кавказа. К 2025 году правительство планирует довести качество жизни малых народов до среднероссийского уровня и вдвое снизить смертность среди детей первого года жизни по сравнению с 2007 годом. Значение документа обозревателю «Времени новостей» Ивану СУХОВУ объяснил заместитель министра регионального развития России Максим ТРАВНИКОВ.
-- Максим Александрович, как вы оцениваете современную ситуацию в сфере экономического и социального развития народов Севера, Сибири и Дальнего Востока? Верно ли обывательское представление, что они в большинстве своем спились еще до прихода советской власти, а тем более после, когда социалистическая индустрия искорежила их естественную среду обитания. Не являются ли все усилия правительства по их сохранению лишь политкорректной ширмой, за которой скрывается только интерес к ресурсам на их территориях проживания?
-- Статус коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока определен Конституцией России, федеральным законом «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации», рядом других актов. Именно из-за особой уязвимости традиционного образа жизни коренных малочисленных народов и относительной неприспособленности их к современным рыночным условиям, этой категории россиян уделяется специальное внимание правительства. Государство считает своим долгом оказывать им поддержку, помогать в сохранении культуры и традиционного уклада. Коренные малочисленные народы Севера, Сибири и Дальнего Востока компактно проживают почти в каждом третьем субъекте федерации, причем их общая численность составляет всего 244 тыс. человек. Жизнь этих народов никогда не была слишком легкой, многие из них живут в суровых условиях Крайнего Севера, часто без элементарных бытовых удобств, без нормального медицинского и социального обслуживания. Но сейчас к этим сложностям добавляются еще и проблемы, вызванные нарушением естественной среды обитания. Добыча полезных ископаемых, строительство трубопроводов, другие виды активности крупных промышленных компаний серьезным образом затрагивают традиционные виды деятельности: оленеводство, охоту, рыбалку, сбор плодов и растений. Никто не говорит о том, что не надо осваивать ресурсы Севера. Просто нужен определенный баланс. Хотелось бы, чтобы получаемая экономическая выгода работала в том числе и на интересы коренных малочисленных народов. А демографическая динамика не такая уж катастрофическая. Перепись 2002 года показала позитивные изменения. По отношению к 1989 году естественный прирост этих народов составил около 17%. Конечно, отчасти это вызвано ростом самосознания, но не только. Выросла численность хантов, манси, кетов, ительменов, ороков, тофаларов и энцев. Эту тенденцию и должна поддержать Концепция устойчивого развития.
-- А малый народ -- это сколько человек?
-- По закону 1999 года коренными малочисленными народами в Российской Федерации считаются народы, проживающие на территориях традиционного расселения своих предков, сохраняющие традиционные образ жизни, хозяйствование и промыслы, насчитывающие в России менее 50 тыс. человек и осознающие себя самостоятельными этническими общностями. По этому критерию в 2006 году правительство утвердило перечень коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока. Самый крупный из них -- ненцы. Их 41 тыс. человек. Самый маленький -- энцы -- всего 240 человек.
-- Как регулируется их статус?
-- Помимо Конституции и упомянутого федерального закона, статус коренных малочисленных народов регулируется большим количеством отраслевых законов и иных нормативных актов. Среди них -- федеральные законы «О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации», «Об общих принципах организации общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации», положения налогового, земельного, лесного, водного кодексов, федерального закона «О животном мире». Весь этот массив законодательства направлен на сохранение традиционной культуры, поддержку языка и национальных средств массовой информации.
-- Что реально делает государство, и в частности Минрегион, для сохранения среды обитания и традиционного образа жизни малочисленных народов Севера?
-- Наша задача -- создать такие правила игры, которые в максимальной степени способствовали бы устойчивому развитию коренных малочисленных народов Севера. Если возникает ощущение, что какие-то отношения нуждаются в дополнительном регулировании или что заложенные в законах механизмы «пробуксовывают», Минрегион во взаимодействии с Госдумой, Советом Федерации, другими ведомствами, общественными организациями, представляющими интересы коренных малочисленных народов, готовит необходимые законопроекты. Так, например, сейчас ко второму чтению готовятся изменения в закон «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации». Правительство Российской Федерации получит право утверждать перечень мест традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока. Это нужно для того, чтобы точнее определить, на кого могут распространяться предусмотренные федеральным законодательством многочисленные льготы. Главная наша цель -- сохранить уклад малых народов, поддержать накопленный за сотни веков культурный багаж. Для этого мы хотим сфокусировать государственную помощь на местах традиционного проживания. Более того, поддержкой должен пользоваться представитель любой национальности, если он выбрал в качестве места жительства традиционное поселение и ведет соответствующий образ жизни.
По поручению президента России Минрегион провел анализ практики применения закона «О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации», по итогам которого мы предложили подготовить его новую редакцию. Но очевидно, что любые законы, направленные на поддержку коренных малочисленных народов, должны сопровождаться соответствующими финансовыми ресурсами. До 2008 года государственная помощь осуществлялась в рамках соответствующей федеральной целевой программы, которая ежегодно стоила около 207 млн руб. С 2009 года мы планируем перейти на финансирование в виде субсидий субъектам Российской Федерации. В текущем бюджете на эти цели предусмотрена отдельной строкой поддержка коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока в объеме 600 млн руб., в 2010 году -- 636 млн руб., в 2011-м -- 646,46 млн руб. Надеемся, что общеэкономическая ситуация не заставит пересматривать эти цифры.
Кроме того, Минрегион содействует этнокультурным мероприятиям, помогает в популяризации продукции традиционных промыслов. В прошлом году при нашей финансовой и организационной поддержке в рамках объявленного ООН Второго Международного десятилетия коренных народов мира были проведены Международная выставка-ярмарка «Северная цивилизация-2008», фестиваль этнических культур «Манящие миры», международный семинар в области сохранения языка, культуры, традиционного образа жизни, природопользования коренных народов и многие другие мероприятия. В апреле этого года планируется проведение в Москве VI съезда коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока.
-- Вы упомянули федеральный закон о территориях традиционного природопользования. Работает ли он на практике?
-- Этот вопрос -- один из самых болезненных для коренных малочисленных народов. Хотя с момента принятия закона прошло почти восемь лет, до сих пор на федеральном уровне не было создано ни одной территории традиционного природопользования. Территории регионального значения образованы лишь в нескольких субъектах. Например, в Хабаровском крае, в Ханты-Мансийском автономном округе. Как я уже говорил, мы попытались проанализировать имеющиеся проблемы. В основном они связаны с недостаточной определенностью правового статуса, порядка образования и режима использования территорий традиционного природопользования, а также с наличием коллизий между нормами закона, Земельного кодекса и закона «Об особо охраняемых природных территориях». В любом случае закон очевидно не работает, и эту ситуацию надо исправлять.
-- Предполагается ли возмещение ущерба коренным малочисленным народам Севера, причиненного промышленным освоением территорий их компактного проживания?
-- В современных условиях активного освоения природных ресурсов на северных территориях назрела необходимость разработки единого порядка возмещения ущерба, нанесенного деятельностью компаний исконной среде обитания и традиционному образу жизни коренных малочисленных народов Севера. Минрегион совместно с учеными разработал методику определения убытков, понесенных коренными пользователями земельных участков и природных ресурсов, и порядок возмещения этих убытков. Будем обсуждать эту методику с заинтересованными предпринимателями, с организациями коренных малочисленных народов. После этого, надеюсь, сможем ее утвердить. Планируется и разработка своеобразного кодекса поведения предпринимателей в этой сфере, а также рейтинга учета компаниями проблем коренных народов.
-- Можно ли считать Концепцию устойчивого развития гарантией начала новой жизни для малочисленных народов?
-- Главное значение концепции в том, что она впервые обобщает российские подходы и наработки в сфере защиты прав малочисленных народов Севера. Ее цель состоит в создании условий и стимулов для формирования в первую очередь внутренних факторов устойчивого развития этих народов. Мы хотим помочь им, с одной стороны, сохранить традиционный уклад и деятельность, а с другой -- поднять уровень жизни до среднероссийского показателя. Надо помочь этим народам крепко встать на ноги в экономическом смысле, найти ниши, где они могут быть конкурентоспособными, помочь им модернизироваться без ущерба для самобытности.
Для этого необходимо решить ряд задач, главные из которых -- развитие традиционных занятий, содействие самоорганизации, повышение уровня доступа к образованию и другим социальным услугам, снижение детской смертности. У концепции есть четкие сроки реализации. Она будет осуществляться в три этапа с 2009 по 2025 год. Каждому этапу будет соответствовать утверждаемый правительством комплекс конкретных мер. Мероприятия первого этапа на 2009--2011 годы мы обязаны разработать в ближайшие три месяца. В работе по подготовке концепции участвовали общественные организации самих коренных малочисленных народов, в том числе Ассоциация коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации.
-- В последние несколько месяцев в Мурманской области активно дискутируется вопрос создания самостоятельного парламента живущих в области саамов. Власти региона явно нервничают, хотя в соседней Норвегии аналогичное собрание существует с 1989 года без всякого ущерба территориальной целостности королевства. Как вообще обстоят дела с общественно-политическим представительством малочисленных народов? Стоит ли бояться таких форм самовыражения и как на них правильно реагировать?
-- Саамы в нашей стране компактно проживают в Мурманской области. Всего их насчитывается в России, по данным переписи 2002 года, 1991 человек. Основной ареал расселения саамов -- север Норвегии, Швеции и Финляндии. Некоторое время назад озвучивалась инициатива о создании отделения саамского парламента в Мурманской области. По-моему, бояться таких форм выражения интересов коренных малочисленных народов не стоит. Они не идут в разрез с действующим российским законодательством, хотя название "парламент" и может кого-то смутить. Но на самом деле более важно дать возможность коренным малочисленным народам иметь свой голос при принятии ключевых для них решений. В ряде российских регионов, например, существуют квоты на представительство коренных малочисленных народов Севера в органах государственной власти, в том числе в качестве советников при правительстве или администрации соответствующего субъекта федерации, функционируют специальные органы исполнительной власти. Думаю, что непосредственное участие представителей коренных малочисленных народов в работе органов власти, особенно на региональном и местном уровне, будет только способствовать укреплению в них ощущения причастности к российской нации, осознанию, что они также вносят важный вклад в развитие общества и государства.
|