Власти уверены в своих действиях в условиях экономического кризиса, включая поддержку государственных и частных предприятий, плавную девальвацию рубля и развертывание программ занятости. Таков главный посыл телевизионного интервью, которое дал президент России Дмитрий Медведев. Интервью было показано вчера телеканалом «Россия», а анонсировалось еще с пятницы. При этом, как сразу пояснил президент, «разговор власти» по вопросам преодоления экономического кризиса «должен носить... регулярный характер, общение должно происходить регулярно». На практике это будет означать, что г-н Медведев будет комментировать экономическую ситуацию в подобном жанре примерно раз в месяц, встречаясь с журналистами различных каналов.
Подтекст выступления главы государства оказался намного шире, чем слова, непосредственно сказанные им в эфире. В последние месяцы (начиная едва ли не с
вашингтонского саммита «большой двадцатки» в ноябре) трудно было не заметить, что главным источником новостей по борьбе с кризисом были правительство и его председатель Владимир Путин. В спокойные времена так и положено: экономика -- зона ответственности правительства. Но время экономических трудностей -- иное дело. Ведь едва ли не главный урок 1990-х состоит в том, насколько важен политический консенсус при выработке антикризисных действий. Пока гг. Медведев и Путин не давали оснований думать о том, что у них есть разногласия по поводу экономической политики. Но явное лидерство премьера в информационном поле подчас заставляло задаться вопросом: а что думает по тому или иному поводу президент страны и где находится центр ответственности за проводимую политику?
Выступление г-на Медведева все расставило на свои места. Президент ясно дал понять, что считает антикризисную политику своей ответственностью как главы государства. И, более того, готов к разговору об этом с согражданами.
По первому опыту такого разговора отчетливо видно, что г-н Медведев и его команда старались найти баланс между общим и частным: обозначить в интервью ключевые мысли, но не перегружать обычного телезрителя экономическими выкладками. Представляется, что оптимального соотношения пока найти не удалось (это, кажется, поняли и в Кремле), хотя и подробного анализа принимаемых мер, а тем более разговора о конкретных спорных вопросах (как, например,
запретительные пошлины на иномарки или пересмотр бюджета-2009) ожидать, наверное, не стоило.
В выступлении президента явно выделялись две темы -- проведенная девальвация рубля и рост безработицы.
Дмитрий Медведев полностью одобрил действия Центрального банка по ослаблению курса рубля. «Мы, к сожалению, стали получать меньше доходов, возросли платежи в валюте. Это не могло не сказаться на реальном курсе рубля. Такие изменения было нужно провести, но сделать это спокойно и честно, так, как, на мой взгляд, это и было сделано Центральным банком. Мы не говорили о том, что рубль должен «замерзнуть». В настоящий момент то курсовое соотношение, которое достигнуто, по мнению Центрального банка, отвечает реальному состоянию нашей валюты, ее реальной сегодняшней платежеспособности, ее свойствам в настоящий момент». Президент подчеркнул, что ЦБ будет следить за курсом, «не допуская каких-либо скачков».
Г-н Медведев повторил уже звучавшие из уст руководителей ЦБ и правительства доводы в пользу плавного характера девальвации, между делом выразив отношение к решениям августа-1998: «Что, на мой взгляд, еще более важно, это то, что ослабление курса рубля проходило не скачкообразно и тем более не таким варварским способом, как это было сделано в 1998 году, когда кошельки наших людей, по сути всех нас, в один момент «похудели» на 300%, и всех накрыла эта волна, очень неприятная. В этом случае ослабление, которое произошло (это порядка 30--35%), было сделано аккуратно. И практически все участники экономических отношений -- и наши граждане, и наши предприятия -- могли выбрать для себя разумную стратегию, как поступать со своими накоплениями в рублях. Я думаю, что в этом был прямой резон, и это, кстати, сказалось и на общей ситуации в банковской сфере, потому что ее общее состояние и в целом доверие наших граждан к банковской сфере не поколебалось. Это очень важно для стабильности, для того, чтобы наше государство, наша экономика могли нормально работать».
Глава государства дал понять, что знаком с критикой «контролируемой девальвации». И пояснил, что с критиками не согласен. «Некоторые экономисты считали, что должен быть скачок. Может быть, с точки зрения экономических моделей это имело какой-то смысл, но это могло повлечь шоковые последствия для миллионов наших людей, да и для наших компаний». Впрочем, другие аспекты критики -- то, что управляемая девальвация вместе с последующим установлением валютного коридора создала волну девальвационных ожиданий, непропорционально высокий спрос на валюту и неоправданные потери резервов, -- Дмитрий Медведев предпочел обойти вниманием (как и его интервьюер).
Рост безработицы, с точки зрения президента, «наверное, самая большая проблема и самая большая боль, которая сегодня существует». И здесь г-н Медведев остановился на конкретных шагах. Как он выразился, «самое главное -- это подготовить нормальные меры». «Нормальных» мер по большому счету три: увеличение пособий по безработице, открытие новых производств и реализация программ переподготовки кадров. Президент подчеркнул, что создание новых рабочих мест и переподготовка осуществляются на основе сформированных регионами программ и будут финансироваться не только из федерального, но и из региональных бюджетов. «Я, кстати, хотел бы сказать, что регионы должны подходить к этой работе исключительно ответственно, это просто важнейшая вещь. Нельзя допускать никакого замедления в принятии этих программ, большинство регионов с этими задачами справляются. Но, к сожалению, в ряде случаев действуют медленно, нерасторопно, -- добавил г-н Медведев. -- Я могу сказать, что по тем данным, которые мне представило правительство, и на Дальнем Востоке с этим есть проблемы -- в Приморском крае, и в Рязанской области, и в Свердловской области. Я хотел бы, чтобы как можно быстрее эти решения были приняты, потому что от этих решений зависит судьба тысяч людей. Этим шутить нельзя».
Чем еще, по мнению президента, нельзя шутить, это контролем за использованием средств, которые государство направляет на поддержку экономики. И г-н Медведев полагает, что власти создали «нормальную систему контроля». «Я, например, лично настаивал в том числе на том, чтобы в наших банках появились специальные контролеры со стороны Центрального банка, чтобы банковская система работала не сама для себя, а работала для реального сектора, работала для обычных граждан, чтобы она вовремя платила зарплату, чтобы деньги, которые находятся на счетах, не омертвлялись, а нормальным образом подпитывали нашу экономику. И такого рода контрольные мероприятия должны идти сквозным путем -- снизу до верха и наоборот», -- говорит г-н Медведев.
Как известно, невозможность довести госсредства через банковскую систему до конкретных предприятий-заемщиков стала для властей (и лично для главы государства) неприятным сюрпризом. И когда стало окончательно ясно, что рыночные рычаги не действуют, что банки могут выдавать клиентам полученные от государства деньги только под неоправданно высокие проценты, пришлось искать административные механизмы. «...Даны все указания и нашим министрам, и полномочным представителям президента, и правоохранительным структурам -- и прокуратуре, и другим правоохранительным органам. Недавно я говорил на двух коллегиях -- коллегии ФСБ и коллегии Министерства внутренних дел -- о том, что сегодня задача правоохранительных структур заключается в том, чтобы самым внимательным образом следить за расходованием государственных средств, направленных на поддержку нашей экономики», -- сказал президент. Впрочем, насколько действенным окажется подобный контроль, говорить пока рано.
Прогнозы развития экономики, по словам президента, «действительно не радуют», хотя в целом ситуация «достаточно понятная и контролируемая». Дмитрий Медведев считает, что к кризису нужно относиться стоически: «Все будет нормально. Нужно работать, нужно исполнять свои обязанности каждому на своем месте. Делать это добросовестно, по-честному, не прятаться никуда, и тогда все получится». Вероятно, последние слова были адресованы не только простым телезрителям.