|
|
N°71, 22 апреля 2002 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Помогите беднейшим
Москва позаботилась о соседях
На вопросы обозревателя газеты «Время новостей» Андрея ДЕНИСОВА ответил замминистра финансов Сергей КОЛОТУХИН, который в субботу подписал от имени России Международную инициативу для семи беднейших стран СНГ (Грузия, Армения, Таджикистан, Узбекистан, Киргизия, Азербайджан, Молдавия).
-- В чем суть новой инициативы?
-- Россия -- крупнейший кредитор и торговый партнер этих стран, и от нас во многом зависит их экономическая ситуация. Рост в России в 2000--2001 году привел к тому, что рост в странах СНГ ускорился, а в некоторых случаях его темпы даже превысили российские. Но ситуация в СНГ тяжелая, бедность растет, внешний долг увеличивается, причем в основном долг международным организациям. Поэтому возникла идея помощи этим странам -- для искоренения бедности и создания нормальных социальных условий. Инициатива родилась по предложению МВФ, США, Германии и России. На встрече в Вашингтоне обсуждали, что именно международные кредиторы и доноры могут сделать для помощи СНГ и что сами они должны сделать для получения этой помощи. Теперь установлен четкий подход: страны должны проводить реформы, а международное сообщество готово им помочь.
-- Какие меры могут войти в пакет помощи?
-- Во-первых, реструктуризация, а в некоторых случаях и сокращение задолженности, во-вторых, снятие барьеров в торговле, в-третьих, кредитование стран СНГ международными финансовыми организациями с увеличением доли грантов. Представители СНГ согласились с тем, что оказание помощи будет зависеть от их собственных усилий по стабилизации экономик -- прежде всего, от улучшения ситуации в бюджетной сфере и стимулирования роста. Инициатива предполагает, что Парижский клуб применит к странам СНГ стандартную процедуру реструктуризации задолженности без списания. Если же страна будет успешно выполнять программу сотрудничества с МВФ и проводить реформы в области бюджетной и финансовой стабилизации, то может быть «вознаграждена» облегчением долгового бремени с возможностью частичного списания. Американские представители считают, что помощь будет зависеть от хода не только экономических, но и политических реформ.
-- В состоянии ли эти страны добиться финансовой стабилизации без изначального сокращения долгового бремени?
-- Конечно. Уровень собираемости налогов там составляет 17--20%, и если бы этот показатель был выше, возможно, о долговом кризисе не приходилось бы говорить. Как любой крупный заемщик, представители этих стран, конечно, говорили о том, что сначала должно быть облегчено долговое бремя и лишь после этого можно говорить о реформах. Но многие из них понимают, что без структурных реформ невозможно разрешить финансовую ситуацию.
-- А в чем может проявиться политический аспект реформ, о котором вы упомянули?
-- По-видимому, доноры будут принимать во внимание различные политические аспекты при решении вопроса о двусторонней задолженности.
-- Какие шаги последуют за принятием декларации?
-- Мы определили общий подход. Теперь включаются обычные механизмы МВФ и Парижского клуба. Фонд будет регулярно отслеживать возможность этих стран обслуживать долг, и если, по его мнению, уровень долга превысит возможности, эта страна сможет обратиться в Парижский клуб. По Грузии и Киргизии позиция уже определена: они получат в рамках Парижского клуба стандартную реструктуризацию до десяти лет без списания. Этот подход, который в Парижском клубе отстаивала Россия, получил поддержку кредиторов и нашел отражение в декларации. В дальнейшем предполагается, что Всемирный банк расширит финансирование этих стран с увеличением доли грантов, а при успешном выполнении программы МВФ и реализации реформ международное сообщество может пойти и дальше навстречу этим странам.
Беседовал Андрей ДЕНИСОВ