|
|
N°25, 13 февраля 2009 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Дружба народов и русская могила
Предварительные итоги Берлинского кинофестиваля
Завтра станут известны победители 59-го Берлинале. В борьбу за «Золотых медведей» еще непременно вмешается польский патриарх Анджей Вайда, фильм которого под непонятным пока названием «Сладкая гонка» замыкает конкурсную программу. По неписанному фестивальному кодексу, вторая часть конкурса должна оказаться сильнее первой. Так получилось и на этот раз, но ни одного фильма-открытия мы так и не дождались.
Судя по рейтингам критиков, неплохие шансы на призы у пяти картин. Если жюри под председательством актрисы Тильды Суинтон решит отметить хозяев фестиваля, скорее всего один из второстепенных призов достанется «Шторму» Ханса-Кристиана Шмидта. Это добротная драма о расследовании военных преступлений на Балканах. Главное достоинство фильма -- восходящая звезда Анамария Маринка (это она сыграла главную роль в прошлогоднем каннском лауреате «4 месяца, 3 недели и 2 дня»). Но в своей англоязычной картине Шмидт не умел избавиться от приблизительных клише в изображении страшной войны (показательно даже то, что английский -- неродной язык для абсолютного большинства героев, а румынка Маринка играет боснийку). Так что успех (три года назад) действительно хорошего фильма «Реквием», снятого тем же Шмидтом, приходится признать скорее счастливой случайностью.
И критикам, и зрителям понравилась исключительно правильная драма Орена Мувермена «Посланец» -- об американских офицерах, обязанность которых -- сообщать семьям о погибших в Ираке. Но даже отличные актерские работы Бена Фостера, Вуди Харельсона и Саманты Мортон не искупают стопроцентной предсказуемости фильма. Минималистский уругвайско-аргентинский «Гигант» может рассчитывать на приз ФИПРЕССИ. Почти наверняка что-то получит и «Об Элли» Асгара Фархади -- фильм, разрушающий стереотипы об иранском кино как о своего рода духовной медитации и выводящий на сцену бойкий средний класс иранского общества.
А лидером критического рейтинга остается драма Рашида Бушареба «Река Лондон» с участием англичанки Бренды Блеттин и малийца Сотиги Куйате. Француз алжирского происхождения, Бушареб прославился три года назад, когда его «Туземцы» удостоились актерского приза Каннского фестиваля. Это был фильм об арабах, сражавшихся во французской армии во время второй мировой. Новая работа Бушареба в не меньшей степени прославляет дружбу народов. После взрывов в Лондоне в 2005 году герои Блеттин и Куйате ищут своих детей: она -- дочь, он -- сына, которого не видел с шести лет. Дальше все понятно: сближение противоположностей, преодоление предрассудков и начало прекрасной дружбы белой и черного, христианки и мусульманина. Достойная, убедительная драма, которую не в чем упрекнуть, кроме разве что все в той же предсказуемости.
И в заключение несколько штрихов к портрету фестиваля в период кризиса. Устроители и участники Европейского кинорынка, проходящего параллельно с фестивалем, стараются не терять оптимизма. Фильмы по-прежнему продаются, хотя рынок предпродаж (за счет которого в основном и финансируются независимые картины), похоже, приказал долго жить. Да и людей в Мартин-Гропиус-Бау, где представлены основные продавцы и покупатели киномира, ощутимо меньше. Ежедневные выпуски Variety и Screen International, существующие за счет рекламы, резко уменьшили тираж, так что журналистам приходится охотиться за ними с самого утра и читать один экземпляр впятером. И наконец, любопытная цитата из Hollywood Reporter, которая подтверждает эмпирическое наблюдение о том, что кризис в России, как ни в одной другой стране, это прежде всего удачный повод кого-нибудь обмануть, не отдать долги, задержать зарплату и проч. На этот раз российские дистрибьюторы отменили большое количество сделок по прокату иностранных фильмов, а по тем сделкам, которые остались в силе, выплаты существенно снижены или вообще не производятся. А вот и цитата, в которой крупный кинобизнесмен жалуется на русских партнеров: «Россия не только умерла, но и тянет нас за собой в могилу».
Алексей МЕДВЕДЕВ, Берлин