|
|
N°26, 16 февраля 2009 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Кризис -- время больших возможностей
Как сохранить устойчивость во время кризиса и не растерять партнеров по бизнесу? Какие неожиданности нас еще могут ждать в финансовой сфере? На эти и другие вопросы отвечает вице-президент Московского индустриального банка (МИнБ) Юрий ПТИЦЫН.
-- О том, что грядет финансовый кризис, эксперты предупреждали еще два года назад. Готов ли был к кризису Московский индустриальный банк?
-- Для нас кризис не был неожиданностью. Мы внимательно следили за тем, что происходит на мировых финансовых рынках, делали соответствующие выводы. Готовились жить в непростых финансово-экономических условиях. Московский индустриальный банк всегда отличали здоровый консерватизм и стремление работать с реальным сектором экономики.
Напомню, что МИнБ вырос из государственного банка, и этим многое объясняется. Мы никогда не гнались за сиюминутной прибылью, за что нас порой критиковали коллеги. Но именно благодаря консервативной политике, заложенной еще с советских времен, МИнБ не имел каких-либо больших обязательств перед иностранными банками, которые необходимо погасить в ближайшее время.
Мы не размещали крупных заимствований на рынках ценных бумаг. А в работе с клиентами всегда исходили из того, что выдавать валютные кредиты можно только тем заемщикам, кто имеет экспортную выручку. Таким образом, мы не допустили ситуации, когда наши клиенты были не в состоянии выполнить свои обязательства из-за резкого скачка курса иностранных валют.
-- Месяца два-три назад вкладчики дружно помчались в банки забирать сбережения. Опасались, что деньги снова пропадут...
-- Без сомнения, октябрь прошлого года был не самым простым месяцем для российской банковской системы. У нас тоже происходил отток средств -- в основном за счет физических лиц. Но эта тенденция уже преодолена. Более того, мы наблюдаем приток средств на счета физических лиц. Налицо и рост конечных средств юридических лиц. Только в декабре они увеличились более чем на 20%.
-- Изменилась ли кредитная политика банка в условиях кризиса?
-- Конечно. Кризис заставляет предпринимать адекватные меры. У нашего банка нет недостатка ресурсов, очень хорошая ситуация с ликвидностью. Поэтому для МИнБ главный вопрос не в том, где взять средства, а в том, как их использовать, кого кредитовать.
Ситуация в экономике сложная, она характеризуется значительным ростом кредитных рисков. Мы столкнулись с классическим кризисом перепроизводства, поэтому работаем только с той клиентурой, чей рынок сбыта нам понятен. В этом плане нам проще, чем коллегам из других банков. Мы ведь всегда активно работали с предприятиями реального сектора экономики, хорошо знаем, что там происходит. Ведь нашими клиентами являются более 70 000 предприятий реальной сферы экономики.
Если мы видим, что с предприятием заключены договоры, что есть платежный спрос на производимые им товары и услуги (особенно если наш клиент участвует в городских или федеральных программах), то охотно идем на сотрудничество.
Мы тесно работаем с предприятиями оборонного комплекса. Продолжаем кредитовать строительную отрасль, хотя многие банки сворачивают свою деятельность в этом секторе. Наши клиенты -- достаточно серьезные застройщики. Один из крупнейших наших клиентов -- ДСК-1 в Москве. Компания занимается возведением жилья, в том числе и доступного. Мы как банк активно принимаем участие в реализации этой программы. Активно строим в Астрахани, участвуем в федеральной программе переселения с Крайнего Севера. Программа финансируется из федерального бюджета. А в нынешней ситуации это самый надежный источник. Мы широко представлены в Южном округе. Например, кредитуем ПСК «Строитель Астрахани», который также принимает участие в федеральной программе. Мы способствовали техническому перевооружению этого комбината, практически «с нуля» восстанавливали стройиндустрию города. Нам было важно создать полную цепочку от момента создания стройматериалов и внедрения новейших технологий строительства до реализации жилья. А когда вся эта цепочка «завязана», в том числе и на федеральный бюджет, кредитные риски значительно сокращаются, и банк может спокойно принимать решения о кредитовании.
-- Сейчас на рынках стройматериалов и недвижимости наблюдается серьезное падение цен. Насколько болезненно это для банка?
-- Это нормально. Да, цены на стройматериалы и на недвижимость упали. Муниципалитеты и государство требуют больше строить социального жилья, по низким ценам покупают квадратные метры. Но даже в этой ситуации строительный бизнес может быть рентабельным. Например, в Астрахани себестоимость квадратного метра не превышает 20 тыс. руб. И сейчас, когда администрация выкупает эти метры по 30 тыс. руб., это очень хорошая рентабельность. Она может быть еще выше, если строительные предприятия снизят непроизводственные затраты. У большинства наших клиентов, работающих на строительном рынке, очень высокая конкурентоспособность, потому что с нашим участием они провели модернизацию, внедрили новейшие технологии. Поэтому эти наши клиенты не свернут деятельность.
-- И все же от кризиса пострадали многие отрасли. Многие предприятия оказались на грани выживания. Что может в этих условиях банк? Будет ли он спасать своих клиентов?
-- Без сомнения. Мы отслеживаем ситуацию в конкретных отраслях. У нас достаточно много предприятий военно-промышленного комплекса, чье финансирование обеспечено бюджетом. Они выстоят. Бюджетное обеспечение -- очень важный аргумент и при выделении краткосрочных кредитов.
Мы достаточно активно работаем с предприятиями пищевой промышленности. Здесь тоже есть свои нюансы. Например, молокозаводы чувствуют себя весьма неплохо. Вообще для сельского хозяйства наступают не худшие времена -- это подтверждается практикой нашей работы в Волгограде, Воронеже, Краснодаре, на Северном Кавказе, Ставрополье...
Что касается других отраслей -- машиностроения, металлургии, добычи полезных ископаемых, то свертывание производств здесь неизбежно, и наши клиенты должны быть к этому готовы. Но мы готовы помочь клиентуре, имеющей рынок сбыта, готовы разобраться в производственном цикле и помочь сохранить те технологические и финансовые цепочки, которые связывают наших клиентов.
Обслуживая широкий спектр предприятий, Московский индустриальный банк помогает им взаимодействовать между собой: одни наши клиенты закупают продукцию у других наших клиентов с участием МИнБ.
Банк помогает партнерам производить расчеты, взаимозачеты и т.д. Бывает, клиент приходит и говорит, что у него есть определенные сложности, просит помочь. Банк откликается. Главное, чтобы клиент нас вовремя информировал о возникающих трудностях. Худший вариант, когда компания не сообщает о своих проблемах, а доводит ситуацию до состояния, когда помочь ему практически невозможно. Поэтому мы всегда предупреждаем: если у вас появились проблемы -- приходите, мы их вместе решим.
-- Вы говорите, что отслеживаете ситуацию в экономике. В связи с тем, что производство падает, рынки сбыта сжимаются, ожидаете ли отток клиентов?
-- Вряд ли количество клиентов МИнБ сократится. Конечно, кто-то закроет свои производства. Но хорошая ситуация с ликвидностью позволяет нашему банку привлекать все больше хороших клиентов. Сейчас у нас приток хорошей клиентуры.
Кроме того, мы достаточно активно взаимодействуем с местными администрациями, кредитуем местные бюджеты. Московский индустриальный банк подписал соглашения о сотрудничестве с Архангельской и Воронежской областями.
Мы активно взаимодействуем с департаментом развития малого предпринимательства Москвы, который дает поручительства за кредитуемых нами клиентов. В настоящее время размер поручительства увеличился до 70% от всего выданного кредита. Для нас это сокращение кредитных рисков, для правительства Москвы -- увеличение доходной части бюджета. Вообще департамент развития малого предпринимательства Москвы очень много делает для развития малого бизнеса. Поэтому банк готов принимать на себя частичные риски и кредитовать подобных клиентов.
-- Сейчас высвобождающимся работникам предлагают заняться малым бизнесом. А на какие деньги? И кому они будут сбывать товар? Риски огромные.
-- Да, риски большие. Но при определенном взаимодействии между органами местной власти и финансовыми институтами вопросы становления и развития малого бизнеса можно достаточно эффективно решать. В нынешней нашей ситуации государство должно размещать заказы, в том числе и на малых предприятиях. Причем это должно быть закреплено на законодательном уровне. Лишь при таком подходе можно снять проблему занятости и расширить налогооблагаемую базу.
-- Какие, на ваш взгляд, антикризисные меры, предпринятые государством, могут принести наиболее ощутимые результаты?
-- Прежде всего хотелось бы отметить два очень серьезных шага. Первый -- это беззалоговый аукцион, в котором Московский индустриальный банк принимает участие. Благодаря аукциону мы получили возможность привлекать деньги на срок до шести месяцев для поддержания текущей ликвидности. Вторая программа, в которой также участвует наш банк, -- получение кредитов под залог так называемых «нерыночных активов». Другими словами, под залог кредитов, которые мы выдаем предприятиям. Это очень интересная программа, и я считаю, если бы ей больше уделили внимания, доработали, продлили сроки кредитования, привязав их к выдаче конкретных кредитов, эффект был бы значительно выше.
-- Правительство составило список стратегических предприятий, которым будет оказана государственная поддержка. Попали ли в него ваши клиенты? И что им это даст?
-- Целый ряд предприятий -- клиентов МИнБ попали в этот список. А одно появилось там благодаря содействию нашего банка. Это, кстати, говорит о том, что мы не только правильно выбираем деловых партнеров, но и готовы поддержать их не только материально. Вместе с тем до настоящего времени у нас еще нет ясного понимания, какие преференции для данной клиентуры дает присутствие в списке.
-- Работа, начатая федеральным правительством, получила продолжение в регионах и даже в муниципалитетах -- региональные власти и органы местного самоуправления стали составлять собственные списки особо важных для территории предприятий. В него входят компании, которые не попали в федеральный список, но имеют важное значение для региона. Готовы ли вы работать с этими предприятиями?
-- Как я уже говорил, мы тесно взаимодействуем с местной властью. И если попадание предприятия в региональный список позволит ему принимать участие в местных программах, тесно взаимодействовать с администрациями, предоставление услуг Московского индустриального банка им гарантировано.
Мы также готовы работать с местными органами власти во всех направлениях -- будет ли это субсидирование процентной ставки, или заключение договоров на предоставление услуг предприятиям, или еще что-то. Мы все заинтересованы в том, чтобы не сникнуть, не пропасть во время кризиса, а подготовить отечественную экономику к новому мощному рывку.
|