|
|
N°25, 13 февраля 2009 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Лизинг мешает авиастроению
Объединенная авиастроительная корпорация (ОАК) захотела избавиться от двух входящих в ее состав лизинговых компаний. Президент ОАК Алексей Федоров, находящийся на международном авиасалоне в Бангалоре (Индия), вчера сообщил журналистам, что корпорация намерена выйти из капитала "Ильюшин Финанс Ко" (ИФК) и Финансовой лизинговой компании (ФЛК) до своего IPO, намеченного на 2011--2012 годы. "Мы планируем, что ИФК перейдет в собственность ВЭБа, а ФЛК отойдет в сферу влияния ВТБ", -- сказал он.
Г-н Федоров не стал скрывать, что присутствие лизинговых компаний на балансе ОАК портит отчетность корпорации и ухудшает стартовые IPO. Названные им банки вчера не подтвердили и не опровергли готовность приобрести ИФК и ФЛК. При этом следует отметить, что ВЭБ уже имеет 21,39% акций ИФК. Но ВТБ среди акционеров ФЛК не фигурирует.
Государственные доли в капитале двух российских компаний, наиболее активных в области лизинга воздушных судов, были переданы ОАК в соответствии с указом президента России Владимира Путина от 20 февраля 2006 года. Собственно, этим документом корпорация и была учреждена. К настоящему моменту ОАК владеет 38% акций ИФК и 58% ФЛК.
С самого начала присутствие этих структур в ОАК наряду с конструкторскими бюро и серийными авиазаводами создавало определенные сложности. В эпоху самостоятельного существования две лизинговые компании рассматривались как конкурирующие предприятия, соревнование между которыми теоретически должно было обеспечить наивысшую эффективность использования государственных средств, выделяемых на поддержку отечественного авиастроения. В рамках вертикально интегрированной ОАК для подобной конкуренции уже не было места. Проблему попытались решить разделением функций двух компаний. ИФК сосредоточилась на классическом лизинге воздушных судов. ФЛК, продолжая собственные авиализинговые проекты, начатые «до ОАК», предприняла экспансию в смежные сферы: судостроение и лизинг машиностроительного оборудования. Рассматривалась идея организовать через ФЛК лизинг импортной авиатехники в России.
Тем временем выявился еще один конфликт интересов. Одновременно владея авиазаводами и лизинговыми компаниями, ОАК выступала в одних и тех же сделках и как продавец, и как покупатель самолетов. Еще летом прошлого года г-н Федоров говорил «Времени новостей», что разрешить это противоречие можно лишь выводом лизинговых компаний из состава ОАК.
Однако вчера он обосновал необходимость такого шага по-другому. «Наличие на балансе (лизинговой компании. -- Ред.) самолетов может искривить баланс (ОАК. -- Ред.)», --- сказал он, имея в виду кредиты, которые лизингодатель привлекает, чтобы купить воздушное судно на заводе, прежде чем передать его в эксплуатацию клиенту-авиакомпании. «Это не очень хорошая ситуация, и плохо для выхода на IPO», -- цитирует г-на Федорова агентство РИА Новости.
По мнению президента ОАК, в связи с этим лизинговые компании должны постепенно уходить из ОАК в собственность банков, что облегчит им доступ к кредитным ресурсам, необходимым для закупки самолетов. Г-н Федоров также посетовал, что сейчас деятельность лизинговых компаний осложняется слабым спросом на авиатехнику и высокими процентными ставками по кредитам.
Действительно, отчетность компаний демонстрирует наличие у них долгов и невысокую рентабельность. Отчет ФЛК за третий квартал 2008 года (самый свежий из доступных на сайте этой фирмы) сообщает, что по состоянию на 1 октября 2008 года кредиторская задолженность компании в общей сложности (до одного года и свыше этого срока) составляла 13,6 млрд руб. Рентабельность собственного капитала за этот период оценивается отрицательной величиной -- 3,7%. Прокомментировать «Времени новостей» итоги года в целом в ФЛК вчера отказались, сославшись на то, что гендиректор фирмы Наиль Малютин находится в командировке.
Пресс-секретарь ИФК Андрей Липовецкий также не смог сообщить итоги работы его компании в 2008 году, так как они еще не подведены. Он лишь сказал, что, по предварительным данным, ИФК закончит год «с некоторой прибылью в рублевом исчислении». Кроме того, г-н Липовецкий подтвердил, что идея передать ВЭБу долю ОАК в капитале компании обсуждается уже несколько месяцев. Однако никаких конкретных решений, по его словам, стороны пока не нашли.
Представитель ВЭБа Андрей Мазуров вчера предпочел не комментировать эту ситуацию «Времени новостей». Пресс-служба ВТБ также воздержалась от официальных комментариев по поводу гипотетической покупки банком ФЛК. Но источник, близкий к ВТБ, выразил нашей газете удивление предложениями г-на Федорова. «ВТБ уже имеет собственную лизинговую компанию -- «ВТБ-Лизинг». Зачем банку может понадобиться еще одна?» -- недоумевает наш собеседник.
Михаил КУКУШКИН