|
|
N°71, 22 апреля 2002 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Инвесторам навстречу
Лидер СПС хочет перестроить президентскую власть
На Пятом российском экономическом форуме в Лондоне разговоров о политике было так мало, что выступление главы СПС Бориса Немцова на заседании сессии «Политика и экономика» оказалось чуть ли не единственным по теме. Если не считать, конечно, мелькавшую в кулуарах тень Бориса Березовского, старательно раздававшего интервью.
Жизнеописание современной России практически все выступавшие на форуме политики и банкиры (гг. Немцов, президент Альфа-банка Петр Авен, председатель правления НРБ Александр Лебедев и др.) строили, исходя из тезиса, что в России нынче не очень хорошо, но и не очень плохо, что не надо очернять действительность, но и не надо ее приукрашивать, и т.п. Они критиковали власти то за медленные темпы реформ, то за концентрацию власти в одних руках, имеется в виду, конечно, путинских. Банкиры и экономисты в основном ругали правительство (г-н Авен) за все или сами реформы (г-н Лебедев) -- за их несостоятельность. Политики не забывали президента и Кремль (г-н Немцов). Пожалуй, только председатель совета директоров МДМ-банка Андрей Мельниченко никого не критиковал, а просто предложил подходить к настоящему и будущему исключительно прагматически -- то есть быть уверенным в том, что властям в России нынче выгодно поддерживать инвесторов, чтобы сохранить рейтинги. Он предрек, что позитивная атмосфера для инвестиций сохраниться в течение трех--пяти лет.
И все же после пятого форума, как и после четырех предыдущих, у западных инвесторов осознание российских реалий так бы и осталось на уровне бесконечной дискуссии о добре и зле. Из которой невозможно понять: стоит ли сегодня рисковать, вкладывая деньги в нашу страну, или нет. Хотя одно неприятное понимание у них должно было сложиться: никто в России, даже члены правительства, от имени которого выступал вице-премьер Алексей Кудрин, не может внятно описать сферу ответственности власти и права бизнеса, продолжая вместо этого описывать свои возможности и намерения и, по сути, перекладывая ответственность на всех остальных.
На таком фоне вряд ли мог привлечь к себе внимание рассказ г-на Немцова об «управляемой демократии», при которой власть контролирует электронные СМИ или снимает с предвыборной дистанции одного за другим кандидатов на посты региональных лидеров. Если бы наряду с этим не прозвучало радикальное предложение лидера СПС: провести реформу госуправления, а именно изменить содержательно институт президентства в России. Г-н Немцов заявил, что «президент не берет на себя ответственность за экономическую политику». Он считает, что настал момент, когда г-н Путин мог бы либо сам взять на себя функции премьер-министра, перестав перекладывать, как сейчас, ответственность за реформы на "технический" кабинет Касьянова. Либо ввести пост вице-президента и, упразднив правительство, передать его функции кремлевской администрации с соответствующей перестройкой ее, например, по американскому образцу.
Несмотря на амбициозность заявлений г-на Немцова, которые скорее всего можно счесть предвыборной заявкой перед президентскими выборами 2004 года, в его словах по крайней мере содержится попытка найти ответ на вопрос: могут ли политики в России всерьез озаботиться экономикой и как именно это может произойти. По сути, речь идет о достаточно жестком выборе: или власть продолжает реформы (а по общему мнению российских выступающих на форуме, за исключением г-на Кудрина, сейчас реформы -- административная, пенсионная, военная, банковская и др. -- практически остановились) и берет ответственность за них на себя, а не списывает издержки на тех или иных персонажей. Или экономика так и останется неким организмом, абсолютно зависимым от внешнеэкономической конъюнктуры и слепой веры западных инвесторов в то, можно ли "сделать деньги" в сегодняшней России или нет.
Впрочем, обстановка вроде как позволяет игнорировать радикальные предложения и продолжать в том же духе. Президент будет все больше и больше критиковать собственный кабинет министров за неамбициозность, его члены будут стараться изображать эту амбициозность вплоть до увольнения, а все вместе перед выборами-2004 будут опасаться проводить реальные экономические реформы. При этом все негласно будут исходить из того, что «слепых» западных инвесторов остается немало, главное, не выглядеть совсем уж «недемократами», сохранять "общерыночный ориентир", и они сами к нам подтянуться.
Причем лондонский форум показал, что власти, если они действительно так думают, не так уж и не правы. Яркий пример -- генеральный директор «ИКЕА Россия» Ленарт Далгрэн. Хотя он выступил на форуме вовсе не как "слепец", а скорее как психоаналитик. Г-н Далгрэн дал несколько практических советов своим коллегам -- западным инвесторам. Во-первых, имея дело с Россией, знайте, что личные связи в этой стране всегда важнее, чем законодательство. Во-вторых, никогда не читайте никакой статистики, лучше поезжайте и посмотрите. И в-третьих, учтите, что все расчеты по бизнес-плану могут сильно отличаться от реальности. Например, вместо того чтобы за пять лет заработать в России 50 млн долларов, как он планировал, г-н Далгрэн за один год заработал 100 млн. Так что, по его словам, есть выбор: смотреть на тучу или на солнце. Это только слепым все равно.
Лондон--Москва