Российский военный спутник «Космос- 2251», «уволенный в запас» еще в 1995 году, неожиданно напомнил о себе не только своим создателям, но и некогда вероятному противнику. Во вторник этот аппарат, вращавшийся на высоте 800 км от поверхности Земли, не поделил орбиту с американским спутником связи «Иридиум».
Известие об этом беспрецедентном столкновении над Таймыром сначала пришло из-за океана, из Национального агентства США по аэронавтике и исследованию космического пространства, а затем факт подтвердили и руководители Космических войск РФ. Примечательно, что заявления обеих сторон касались скорее не самой «аварии» -- первого неконтролируемого столкновения целых объектов на околоземной орбите, а ее последствий. Обнародовавший первым данные о столкновении представитель НАСА Келли Хамфрис объяснял, что перенос планировавшегося на четверг запуска шаттла «Дискавери» к Международной космической станции вовсе не связан с этим инцидентом, а в России эксперты твердили, что образовавшиеся после столкновения обломки аппаратов не повредят МКС, вращающейся на несколько сотен километров ниже.
Нежелание российских военных распространяться о погибшем аппарате вполне понятно -- спутник, хотя и устаревший, но вполне секретный. Как утверждает первый заместитель командующего Космическими войсками Александр Якушин, аппарат был выведен на орбиту еще в 1993 году, а через два года прекратил свою работу. Именно поэтому постоянного наблюдения за ним не велось. Конечно, давно известно, что отечественные космические аппараты создаются «с запасом» и часто сохраняют работоспособность после выработки гарантийного ресурса. Однако стратегический коммуникационный спутник типа «Стрела-2м», которому и был присвоен номер 2251, относится к первому поколению подобных аппаратов, замененных на более современные еще в 90-е годы. Свои последние новинки производители спутников из ОАО "Информационные спутниковые системы" им. М.Ф. Решетнева в октябре прошлого года
демонстрировали премьер-министру Владимиру Путину во время посещения им города Железногорска.
Вполне объяснимо и нежелание раздувать скандал представителей фирмы Iridium Satellite LLC, которой принадлежал второй, вполне рабочий спутник связи. Как сообщает ИТАР-ТАСС, в заявлении компании подчеркивается, что инцидент окажет «очень ограниченное влияние» на работу системы, поскольку погибший аппарат -- один из шести с лишним десятков спутников, выведенных на орбиту для осуществления некогда амбициозного проекта «Иридиум» компании Motorola.
Правда, проект этот, в который в первой половине 90-х было вложено более 7 млрд долл. и который предполагал 100-процентный охват территории планеты спутниковой телефонизацией, закончился банкротством. В конце прошлого века спасать его, а заодно и все спутники от неминуемого затопления пришлось инвесторам, которых подозревают в тесных связях с Пентагоном. И потому сейчас для Iridium Satellite LLC куда важнее демонстрировать рост числа абонентов (в прошлом году их было уже больше 300 тыс.), нежели выяснять отношения со старым партнером, ведь значительная часть ее спутников связи выводилась на орбиту российскими носителями с космодрома Байконур.
Поэтому в итоге обсуждение последствий этого космического происшествия пошло не по пути поиска виновного, а в сторону анализа мер, которые необходимо предпринять для того, чтобы не множить орбитальный мусор на высотах, где находится большая часть действующих искусственных спутников.
В НАСА сообщили, что сейчас вынуждены следить более чем за 17 тыс. объектов на околоземных орбитах и что поиск всех обломков от последней «аварии» займет еще несколько недель. Российские военные вчера тоже подтвердили намерение пристально наблюдать за тем, что осталось от орбитального «ветерана» и преградившего ему дорогу частного спутника связи. Генерал-майор Якушин заверил, что средства контроля Космических войск будут следить за обломками двух аппаратов, фиксируя их перемещение на высотах от 500 до 1300 км. При этом представитель подмосковного Центра управления полетами Валерий Лындин уверяет, что Международной космической станции, на борту которой сейчас работает экипаж из трех человек, пока фрагменты столкнувшихся спутников не угрожают. К тому же у космической станции есть возможность провести маневр уклонения, изменив высоту орбиты.