|
|
N°25, 13 февраля 2009 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Льготодобывающая промышленность
Нефтяные компании могут получить новые преференции от правительства
Премьер Владимир Путин хотя и зовет российскую экономику в высокие дали высоких технологий, все-таки хорошо помнит о ее сырьевом статусе. Вчера он вновь озаботился судьбой одного из главных доноров федерального бюджета -- нефтяного сектора. Глава правительства провел совещание по развитию отрасли после осмотра Киришского нефтеперерабатывающего завода в Ленинградской области. В итоге нефтяникам обещаны новые льготы: в частности, до конца года может быть обнулена экспортная пошлина для нефти, добываемой на месторождениях Восточной Сибири. А вот с концепцией создания стратегических резервов нефти правительство пока не определилось -- министр энергетики Сергей Шматко обещал внести доработанный вариант документа в ближайшие два-три месяца.
Казалось бы, менее года назад, в еще докризисном мае 2008 года, в Усть-Луге той же Ленинградской области нефтяная отрасль уже была облагодетельствована правительством. К слову, это было первое совещание, проведенное г-ном Путиным в ранге премьер-министра после окончания президентских полномочий. Тогда, в частности, было принято решение снизить налог на добычу полезных ископаемых, ввели семилетние каникулы для разработчиков труднодоступных месторождений.
Вчера г-н Путин напомнил, что в результате этих мер фискальная нагрузка на отрасль снизилось на 500 млрд рублей.
«Стоимость нефти упала более чем в три раза», -- напомнил всем премьер-министр в ходе вчерашнего совещания. И не без пафоса добавил: «Это драматическое изменение». Слова г-н Путина объяснили остальное: «Нужна определенная поддержка государства, в одиночку нефтяникам не справиться. Известно, что Министерство энергетики вместе с крупными, вертикально интегрированными нефтяными компаниями давно лоббируют смену внешней модели налогообложения отрасли (многоступенчатой) на принципиально иную, когда облагается «результат деятельности», в общем, прибыль». Нельзя сказать, чтобы Владимир Путин лично принципиально противился такому переходу. Но, судя по всему, спешить с построением такой модели он будет осторожно.
«Дальнейшее снижение налогообложения для отрасли должно быть сбалансировано и хорошо просчитано», -- предупредил он нефтяников. «И мы вправе рассчитывать, что высвободившиеся средства пойдут на инвестиции, а не на бонусы и прочие преференции», -- настоятельно заметил Владимир Путин.
Тут он вновь решил сменить гнев на милость и вернулся к главному для нефтяных компаний: «Действительно, существующая налоговая система рассчитана на «старые» месторождения, а не на разработку новых. Поэтому необходимо разработать специальную модель налогообложения».
Очевидно, термин «специальная» таил в себе многое. Прежде всего то, что г-н Путин не готов сегодня во всем уступать нефтяникам. Хотя бы потому, что хорошо помнит, сколько в бюджете составляют фискальные сборы от нефтяной отрасли, -- более 40%. В частности, он отказал нефтяным магнатам в переносе срока перехода на новые европейские топливные стандарты бензина. А также высказал сомнения по поводу создания в России резервного нефтяного фонда. «У нас единого мнения насчет стратегического резерва нет. Да, конечно, сегодня мы еще пообсуждаем это», -- в голосе премьера не чувствовалось никакого энтузиазма.
Собственно, путинское настроение сказалось на всех решениях, принятых на совещании. По словам министра энергетики и главного нефтяного лоббиста Сергея Шматко, судьба резервного фонда оказалась подвешена. Дискуссия так и не выявила целесообразность его создания. Что касается основного желания нефтяников -- перехода на налогообложение « по результату», то, как сказал министр, буквально с завтрашнего дня в правительстве начнется обсуждение новой модели. Когда она вступит в действие, он не сказал. Скорее всего Минфин в момент кризиса не позволит ничего менять. Правда, как сказал г-н Шматко корреспонденту «Времени новостей», министр финансов Алексей Кудрин сделал щедрый жест. Он обещал нефтяным компаниям 10 млрд долл. кредитных ресурсов под очень доступный процент.
Позднее Владимир Путин заставил Минфин и Минэкономразвития еще раз пойти нефтяникам навстречу. Во время совещания глава компании «Сургутнефтегаз» Владимир Богданов стал жаловаться на то, что правительство хотя и обнулило импортные пошлины на ввоз не производимого в России оборудования, в итоге закупщики все равно несут потери при возврате НДС. «Не понимаю, что-то еще не обнулено?! О чем речь?» -- переспросил премьер у Богданова и Шматко. «Мы оплачиваем НДС полностью, а возвращают нам его через два-три года», -- пояснил ситуацию глава «Сургутнефтегза». «То есть вы не можете получить свои деньги быстрее назад? -- уточнил г-н Путин. -- Значит, дело в администрировании».
Тут вмешался г-н Кудрин: "Дело не только в администрировании. Хотя это можно пересмотреть», -- как-то очень задумчиво сказал министр финансов. «Отразим это в решении сегодняшнего совещания. Минфину и Минэкономразвития надо разбюрократить этот процесс», -- резюмировал премьер.
Обрадовавшись, г-н Богданов пошел в лоббистское наступление, вбросив для обсуждения радикальную идею -- не отменить ли НДС вообще. Но г-н Путин отреагировал довольно быстро и дал понять, что правительство сегодня обойдется «без фанатизма».
Вера КУЗНЕЦОВА, Кириши, Ленинградская область