|
|
N°25, 13 февраля 2009 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Военно-абхазская дорога
Россия определила приоритеты сотрудничества с новым независимым государством
11 февраля премьер-министр России Владимир Путин подписал распоряжение об учреждении в 2009 году посольств в Абхазии и Южной Осетии, которое определяет порядок финансирования дипломатических представительств. Согласно этому распоряжению МИД России установит численность работников посольств в Абхазии и Южной Осетии, а также утвердит их штатные расписания. О том, как будут развиваться отношения России с Абхазией и как будет работать посольство, журналистам в Сочи рассказал посол РФ в этой республике Семен Григорьев.
По словам посла, в первую очередь будут подписаны соглашение о сотрудничестве в военной сфере между Российской Федерацией и Республикой Абхазией и соглашение о развертывании российской военной базы на территории Абхазии. Они находятся в высокой степени готовности и могут быть подписаны в ближайшие недели. Третьим первоочередным межгосударственным документом станет соглашение, которое определит параметры взаимодействия сторон в вопросах охраны государственной границы Абхазии. Оно, по словам г-на Григорьева, также проходит последние стадии подготовки -- «остаются один-два раунда консультаций экспертов».
После подписания сторонами трех соглашений о сотрудничестве в военной сфере, российской военной базе и об охране абхазской границы работа по созданию военной базы РФ в Абхазии значительно активизируется.
Всего в готовящемся пакете межгосударственных договоров и соглашений между Российской Федерацией и Республикой Абхазия около 20 документов. В дополнение к договору «О дружбе, сотрудничестве и взаимопомощи», который был подписан президентами России и Абхазии 17 сентября 2008 года, они будут определять отношения сторон уже в конкретных областях -- от военной до охраны памятников истории и культуры.
В этом ряду документов г-н Григорьев особо выделяет соглашения, которые затрагивают интересы всего населения Абхазии -- граждан России, граждан Абхазии и лиц, имеющих двойное, российское и абхазское, гражданство. Это межгосударственные российско-абхазские соглашения о двойном гражданстве и о порядке въезда и выезда через российско-абхазскую границу.
По данным МИД РФ, сейчас в Абхазии проживает порядка 200 тыс. человек. Переписи населения в республике не было давно. Примерно 120 тыс. имеют российское гражданство. Последние годы абхазское правительство проводит кампанию по выдаче населению национальных паспортов, и около 100 тыс. человек такие паспорта получили. То есть в Абхазии достаточно много людей, имеющих и российский, и абхазский паспорт. Двойное гражданство в республике существует де-факто. Поэтому потребность в заключении между Россией и Абхазией соглашения о двойном гражданстве, по словам посла РФ в Абхазии, очень велика. Документ должен урегулировать, в частности, организацию социального и пенсионного обеспечения граждан, поступление жителей Абхазии в российские вузы, прохождение ими срочной воинской службы.
Кстати, как заверил г-н Григорьев, граждане России пенсионного возраста, проживающие в Абхазии, будут получать российскую пенсию точно так же, как и прежде. Правда, именно сейчас у многих жителей республики заканчивается срок действия российского паспорта, а человеку с просроченным паспортом пенсию не выдадут. Чтобы таким гражданам срочно обменять паспорта, в Сухуми и Гагре открыты два временных консульских пункта МИД РФ.
По словам г-на Григорьева, сейчас на уровне экспертов рассматриваются проекты соглашений о сотрудничестве в областях связи и коммуникаций, сельского хозяйства, готовятся соглашения о взаимодействии сторон в таможенной сфере, о свободной торговле, о взаимном поощрении и защите инвестиций.
Как сообщил посол, пока неизвестно, отменят ли полностью таможенные пошлины в торговле между Россией и Абхазией или их ставки будут скорректированы, но цель готовящихся соглашений -- «максимально облегчить режим взаимной торговли и жизнь граждан двух стран, совершающих поездки через российско-абхазскую границу, в том числе и в коммерческих целях».
Что касается российских инвестиций в абхазскую экономику, то сейчас, по мнению г-на Григорьева, «их приток находится не на том уровне, на котором хотелось бы». Он полагает, что причина здесь проста: до августа прошлого года Абхазия была «серой зоной», непризнанной республикой, вкладывать в нее капитал было просто опасно. Теперь российский бизнес (едва ли можно ждать инвестиций от второй, кроме России, признавшей Абхазию страны -- Никарагуа) присматривается к новому возможному партнеру. В Сухуми зачастили делегации российских регионов. Более десяти субъектов РФ уже подписали с абхазскими властями меморандумы о сотрудничестве. В минувшую среду, к примеру, в Абхазию прибыла делегация Курской области, в составе которой 25 предпринимателей.
Перспективным направлением сотрудничества г-н Григорьев считает участие Абхазии в подготовке соседнего с ней российского курорта Сочи к зимним Олимпийским играм 2014 года. «У Абхазии большой потенциал в плане производства строительных материалов, необходимых для сочинских строек, -- заявил посол РФ в Абхазии. -- И такое сотрудничество, несомненно, будет налажено. Оно будет регулироваться специальными соглашениями и контрактами».
По информации г-на Григорьева, российское Министерство экономического развития планирует открыть в Абхазии торгпредство, которое, в частности, должно активизировать поток российских инвестиций в абхазскую экономику. По его словам, инвестиции и другие вопросы экономического сотрудничества будут среди приоритетных и в работе посольства РФ в Абхазии.
Процесс открытия посольства, по словам г-на Григорьева, «несколько отстает», но тоже выходит на финишную прямую. Как полагает посол, в мае нынешнего года российское дипломатическое представительство в Сухуми будет функционировать в полном масштабе.
Посол сообщил, что сейчас по абхазской теме российские дипломаты ведут работу в двух основных направлениях. Первое -- консультации с ООН по вопросам продолжения присутствия миссии наблюдателей ООН в Абхазии (эта миссия находится в зоне грузино-абхазского конфликта уже 15 лет). Посол подчеркнул, что за сохранение присутствия наблюдателей ООН выступает абхазская сторона. Россия такое отношение абхазских коллег к вопросу приветствует, но считает, что теперь этот вопрос надо решать, как заявил г-н Григорьев, «с полным учетом новых политических реалий, которые сложились в регионе после известных событий августа 2008 года». То есть чтобы миссия ООН в Абхазии была отделена от миссии ООН в Грузии, на что официальный Тбилиси, естественно, не пойдет.
Второе направление -- женевские консультации по стабильности и безопасности в Закавказье, которые начались в прошлом году в соответствии с договоренностями президентов России и Франции. 17--18 февраля в Женеве пройдет очередной раунд этих консультаций. По словам г-на Григорьева, российская делегация готова к конструктивному обсуждению документов о совместных механизмах реагирования и предотвращения инцидентов в зонах, прилегающих к Абхазии и Южной Осетии. «Но при этом российская сторона не согласится с возможными попытками организаторов женевских дискуссий делить участников на равных и более равных, -- подчеркнул посол РФ в Абхазии Семен Григорьев. -- Мы ожидаем от наших международных партнеров понимания того, что стабильность и безопасность на Кавказе теперь невозможно обеспечить без принятия во внимание сложившихся там новых реалий».
Отвечая на вопрос корреспондента «Времени новостей», как он относится к идее Тбилиси объявить Абхазию полностью демилитаризованной зоной, г-н Григорьев согласился, что «мысль сама по себе хорошая». Но, по его мнению, такая зона не должна ограничиваться одной Абхазией. Во-вторых, решать, какой зоной быть Абхазии, как полагает посол, теперь, учитывая новые реалии, должен народ Абхазии и абхазское руководство, а не грузинские власти. Но любые инициативы, которые могут способствовать усилению безопасности и стабильности в регионе, считает г-н Григорьев, должны рассматриваться в рамках межгосударственного диалога. Для чего и необходимо установить нормальные межгосударственные отношения.
А на вопрос, не спровоцирует ли создание российских военных баз в Абхазии наращивание военного сотрудничества Грузии с НАТО и США, посол ответил, что и сейчас, когда баз еще нет, в Грузии активно идет процесс перевооружения, который видит не только Россия, но и международные партнеры. По его мнению, военное присутствие России в Абхазии не является дополнительным стимулом для этого процесса. Поэтому в создавшейся ситуации российская сторона считает обеспечение безопасности Абхазии, равно как и Южной Осетии, своим первостепенным союзническим долгом. «А к чему это подтолкнет Грузию, для нас это второй вопрос», -- заявил г-н Григорьев.
Игорь ГЛАНИН, Сочи