|
|
N°25, 13 февраля 2009 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Сезон тугих поясов
Россия не должна резко наращивать дефицит бюджета
Среди государственных чиновников продолжается дискуссия о размере дефицита федерального бюджета на 2009 год. Разговоры уже не идут об удержании планки превышения расходов над доходами на уровне 3--4% ВВП, новый прогноз -- дефицит в 8--10%. Пока же все складывается не столь удручающе: в январе бюджет был исполнен с профицитом в 14% от месячного ВВП. Эксперты полагают, что у российского бюджета есть возможности с достоинством преодолеть кризис, и не последнюю роль в этом может сыграть качественное долгосрочное планирование.
В среду помощник президента по экономическим вопросам Аркадий Дворкович заявил, что по новым расчетам дефицит федерального бюджета планируется на уровне 8% ВВП. «Дефицит может дойти до 10% ВВП, включая расходы на капитализацию банковской системы, -- признал экономист. -- Но мы не можем допустить, чтобы дефицит превысил 10%».
Это уже не первое повышение предварительных прогнозов по дефициту бюджета, хотя официально еще ни одна цифра не утверждена, страна по-прежнему живет по профицитному бюджету, принятому в ноябре прошлого года.
Вице-премьер и министр финансов Алексей Кудрин ранее уже заявлял, что дефицит может достигнуть 3--4% ВВП, потом -- 6%. Покрывать недостачу будем за счет Резервного фонда, которого должно было хватить до 2011 года. Но пока внесение исправленного бюджета в правительство затягивается, прогнозы по дефициту неуклонно ухудшаются. Тем временем президент и премьер-министр поочередно публичными заявлениями расширяют список расходов, которые точно не будут сокращать: таковыми уже объявлены социальные расходы (пенсии даже обещают повысить в 2009 году сверх плана), расходы на образование, оборонный госзаказ. Г-н Дворкович добавил, что нужно будет увеличить расходы на поддержание региональных бюджетов, больше расходовать на оказание поддержки банкам. По словам помощника президента, государство осознает вероятность увеличения инфляционного давления, но должно оказать приоритетную поддержку социальной сфере. «Наши планы являются реалистичными», -- полагает г-н Дворкович.
Пока по итогам первого месяца зафиксирован профицит федерального бюджета. Расходы бюджета составили 411,75 млрд руб., или 4,5% от запланированного на год, доходы -- 771,58 млрд руб. (7,1%), профицит достиг 359,84 млрд руб., или 13,9% месячного ВВП. Федеральная налоговая служба собрала в январе 268,41 млрд руб. (5,5% от годового плана), Федеральная таможенная служба обеспечила пока только 3,5% от плана на год, или 196,7 млрд руб. Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом и того хуже -- только 0,57 млрд руб. (0,9%). Профицит же был достигнут благодаря поступлениям от «других федеральных органов» в сумме 305,91 млрд руб., или 90% годового плана. Причем большая часть приходится на сам Минфин, который в качестве администратора Резервного фонда и Фонда национального благосостояния получил доход от размещения средств, который составил 205,05 млрд и 63,41 млрд руб. соответственно.
Но дальше резервные фонды придется только тратить. Другой вариант -- покрытие расходов за счет увеличения госдолга. Классический пример -- США, где дефицит бюджета по итогам 2008 финансового года, закончившегося 30 сентября, превысил 1,2 трлн долл., или 8% ВВП. И бороться за его сокращение в 2009--2010 годах пока никто не собирается. Следует ли России брать пример с США, есть ли у нас для этого возможности и как теперь государству строить финансовые планы? Эксперты, опрошенные «Временем новостей», солидарны в одном: нам не стоит мечтать о «долговой яме» по американскому образцу.
«Мы не можем жить, как американцы, по очень простой причине -- эффективность нашей экономики в разы ниже, -- говорит Евгений Ясин, научный руководитель ГУ-ВШЭ. -- Да и доллар в качестве мировой резервной валюты открывает значительные возможности: можно путем увеличения процентной ставки по правительственным бумагам привлекать инвестиции, можно просто печатать деньги и «размазывать» их по всему миру». Но все вышесказанное отнюдь не комплимент экономическим властям США. «Они вели очень рискованную политику наращивания государственного долга в последнее время, орден за это следовало бы вручить Джорджу Бушу-младшему, который получил страну с профицитом бюджета, а передал с огромными долгами», -- напоминает экономист. Но Дмитрию Медведеву, который может оказаться в аналогичной ситуации (напомним, что в 2008 году он также принял страну с бюджетным профицитом), нельзя идти по стопам американского президента. «Нам эти дороги закрыты, мы должны опираться на свои внутренние возможности и не переходить границу, за которой заимствования перестанут обеспечиваться нашими доходами», -- предупреждает г-н Ясин.
Тем более что возможность избежать такого варианта развития событий (наращивания госдолга) у России пока есть. «Мы имеем государственные сбережения, и вопрос масштаба дефицита 2009 года заключается в том, насколько активно мы будем тратить заначку, -- считает Наталия Орлова, главный экономист Альфа-банка. -- Сейчас смотреть на долговой рынок неоправданно рано. Если же говорить о будущем, то любой дефицит в принципе можно покрыть за счет эмиссии. Но все же доводить до этого не хотелось бы, было бы разумным ограничиться дефицитом в 3--5% ВВП».
Впрочем, она признает, что в 2009 году в этих пределах мы можем не удержаться, прежде всего потому, что ожидания были слишком завышены: «Но по-хорошему нужно сокращать расходы, и желательно быстро -- чем дольше мы затянем этот процесс, тем больше получим инфляцию и давление на рубль».
Елена Южакова, заместитель генерального директора аудиторской компании ЗАО «МКПЦН», полагает, что при всех сложностях нельзя отказываться от долгосрочного планирования: «Нынешние условия никоим образом не отменяют адекватность долгосрочного планирования, в том числе бюджетного. В бюджет закладываются и социальная стабильность, и поддержание обороноспособности, и иные далеко не сиюминутные цели». Правомернее будет говорить о качестве планирования, правильности определения приоритетов и искать инструменты, которые позволят сделать долгосрочный бюджет достаточно гибким, реагирующим на возможные возникающие риски экономики, полагает эксперт.
Юлия МИРОНОВА