|
|
N°24, 12 февраля 2009 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Афганские телесоветы
В Афганистане необходимо биться с талибами «лоб в лоб, кулак в кулак, а не на расстоянии, как это делают американцы». Эти ценные «советы постороннего» выдал на днях один из крупнейших отечественных специалистов по военным операциям, подразумевающим соприкосновение с противником, постоянный представитель России в НАТО Дмитрий Рогозин. Бывший лидер партии «Родина» знает, о чем говорит. Нет, речь не идет о его личном опыте ведения боевых действий, скажем, в Афганистане -- о его пребывании в этой стране в каком-либо качестве вообще ничего не известно. Г-н Рогозин приобрел, видимо, такой опыт, «лоб в лоб, кулак в кулак», уже на дипломатическом поприще в брюссельской штаб-квартире НАТО, в ристалищах с «заклятыми партнерами» по альянсу.
«Афганские» свои советы постпред давал Брюсселю с родины, общаясь с той стороной по телемосту, устроенному позавчера в РИА Новости. Он рассказал, что «иностранные войска не сумели избежать в Афганистане всех ошибок, которые совершила советская политическая машина, к тому же они наделали и много своих ошибок». Постпред разъяснил, что «мы против ввязывания России в военные разборки в Афганистане». Надо ли говорить, что на фоне таких справедливых пояснений не слишком приличными для столь ответственного дипломата звучат его «лобно-кулачные» рекомендации?
Дмитрий Рогозин поучает американцев, что негоже «наносить воздушные удары с приличной высоты», поскольку в таких условиях «сложно отличить гражданское мероприятие от скопления боевиков». Но можно напомнить ему про множество подобных «ошибок» (его слова) с воздуха, совершенных в Афганистане и советской военной машиной. Неплохо бы ему, особенно в эти дни, накануне 20-летия вывода последнего контингента советских войск из Афганистана, полистать воспоминания тех, кто там действительно сражался.
Эти «афганские» рассуждения г-на Рогозина выглядят странно еще и потому, что были сделаны им в Москве на следующий день после его возвращения из Мюнхена, где он входил в российскую делегацию на международной конференции по безопасности, возглавляемую вице-премьером Сергеем Ивановым. На третий день конференции, полностью посвященный ситуации в Афганистане, выступали многие сведущие эксперты, например президент этой страны Хамид Карзай, спецпредставитель президента США в Афганистане и Пакистане Ричард Холбрук, американский генерал Дэвид Петреус... Но ни одного представителя России, пожелавшего участвовать в этой дискуссии, не оказалось. Не было среди них и Рогозина. Неудобно ему было там, очевидно, войти в «лобовое» соприкосновение с экспертами. Оно и понятно, по телемосту-то делиться соображениями комфортнее будет...
Вообще российское участие в мюнхенской конференции оставляет странное впечатление. Никто из россиян по какой-то причине не участвовал и в дискуссии второго дня конференции, посвященной отношениям России с НАТО, вопросам безопасности, поставкам нефти и газа. Недаром этому удивлялся один из членов российской делегации в Мюнхене, глава думского комитета по международным делам Константин Косачев. Организаторы конференции ответили ему, что россияне еще в декабре, получив приглашение с повесткой дня Мюнхена, выбрали для выступления главы своей делегации С.Б. Иванова тему первого дня -- ядерное разоружение. А на второй и третий день желающих выступить не оказалось.
Единственное, что оставалось в этой ситуации Косачеву, так это задать вопрос канцлеру Германии Ангеле Меркель, как Запад относится к инициативе президента Медведева по созданию новой архитектуры европейской безопасности. Ответ, разумеется, был положительный, мол, мы ждем конкретных предложений. В том же духе высказался в Мюнхене и президент Франции Николя Саркози. Но, как известно, с тех пор, как в ходе своего первого визита на Запад Дмитрий Медведев озвучил в Берлине эту инициативу, ничего в ее развитие из Москвы так и не прозвучало. В кулуарах конференции, как рассказывали некоторые ее участники, этой российской неторопливости также немало удивлялись.
Правда, некоторые были разочарованы еще и недостаточно высоким уровнем представительства американской делегации. Видимо, участия только вице-президента Джозефа Байдена, посла Холбрука и генерала Петреуса было мало. А приезда одного вице-премьера российского правительства там показалось вполне достаточно...
Вероятно, это и есть адекватное отношение к возможностям российской политики. Посмотрим, что делает новая администрация президента США Обамы: на каждое направление «главного удара» внешней политики отряжается политический тяжеловес -- Ричард Холбрук (Афганистан--Пакистан), Джордж Митчелл (Ближний Восток), подбирается кандидатура на иранское направление. Каждый из них наделен серьезными полномочиями, штатами, ресурсами -- державный подход к делу. Что мы видим в своей стране? Телемосты и советская работа г-на Рогозина. Ну, правда, есть еще «Газпром»...
Аркадий Дубнов