Время новостей
     N°24, 12 февраля 2009 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  12.02.2009
Две судьбы автопрома
Ernst&Young прогнозирует сокращение объема российского авторынка на 25--30%
По итогам 2008 года Россия заняла пятое место в мире по продажам легковых автомобилей. Это стало возможным во многом благодаря результатам, достигнутым за первые три квартала прошлого года. Впрочем, в целом, по предварительным подсчетам, темпы роста мирового автомобильного рынка существенно снизились. В странах с развивающейся экономикой (Россия, Бразилия и Китай) произошло замедление роста, а в ряде развитых стран было отмечено значительное сокращение объемов продаж. Как прогнозируют эксперты Ernst&Young в своем обзоре автомобильного рынка, 2009 год будет также непростым для российской автомобильной промышленности. Эксперты ожидают сокращения объема рынка на 25--30%, при этом наибольший спад придется на сегмент легких грузовиков. Мировой рынок, по их подсчетам, также будет ожидать уменьшение общего объема продаж.

Как отмечают эксперты Ernst&Young, в этом году будет наблюдаться существенное снижение продаж автомобилей в кредит вследствие высоких процентных ставок. Наиболее значительное падение российского рынка произойдет во втором квартале 2009 года после того, как автодилеры реализуют весь модельный ряд 2008 года. «Снижение цен на основные сырьевые товары станет причиной того, что автомобилисты будут реже использовать автотранспорт, а потенциальные покупатели отложат приобретение нового автомобиля. Девальвация рубля, а также государственная поддержка отечественных автопроизводителей снизит конкурентоспособность импорта, в результате чего отечественные автопроизводители вернут себе долю рынка, утраченную в предыдущие годы», -- отмечают эксперты. В то же время ускорятся процессы консолидации и появится рекордное количество банкротств, особенно в сегменте розничной торговли, поскольку небольшие компании не смогут рефинансировать свои обязательства из-за ужесточения условий кредитования.

Впрочем, по оценкам Ernst&Young, сегодняшняя ситуация на российском авторынке коренным образом отличается от кризиса 1998 года. «Отечественный автопром уже в начале 1999 года (прежде всего «АвтоВАЗ») увеличил производство и продажи (чему способствовала резкая девальвация национальной валюты), а импорт новых иномарок, напротив, существенно снизился, -- отмечается в обзоре. -- Мы полагаем, что если на протяжении всего 2009 года сохранятся тенденции резкого колебания курса рубля, которые мы наблюдали в декабре 2008 -- январе 2009 года, то последствия ослабления рубля будут иметь более мягкий характер».

«АвтоВАЗ», по мнению экспертов, при содействии государственных банков сможет обеспечить объем производства и продаж. Продажи же иномарок неизбежно сократятся, прежде всего из-за введения новых таможенных пошлин и удорожания импорта. В связи с этим эксперты говорят, что «период с 2009 по 2010 год станет для российского автомобильного рынка чрезвычайно важным этапом, который будет характеризоваться созданием новых конкурентных условий в отрасли».

Понятно, что развитие российского авторынка тесно связано с тем, как будет развиваться экономика страны и мировая экономика в целом. Аналитики представили два сценария развития ситуации -- оптимистичный и пессимистичный. Согласно первому сценарию в 2009 году объемы продаж новых автомобилей в России сократятся приблизительно на 25% ввиду существенного снижения импорта и уменьшения запланированных объемов производства иномарок на территории РФ. "Предполагается, что в 2010 году национальная экономика начнет постепенно выходить из кризиса. Рост цен на сырье и увеличение объемов промышленной сборки иномарок на территории РФ будут являться основными факторами, стимулирующими рост на авторынке. По нашим прогнозам, в 2010 году продажи новых автомобилей вырастут на 10,5%, а в последующие годы будут существенно увеличиваться», -- говорится в обзоре Ernst&Young.

Пессимистичный же сценарий аналитиков основывается на том, что снижение темпов роста российской экономики окажет более существенное влияние на состояние российского автопрома в целом и приведет к 30-процентному падению объемов продаж новых автомобилей в России. «Неблагоприятные условия кредитования будут сдерживать спрос, тем самым замедляя темпы роста рынка в 2010 году. В соответствии с данным сценарием темпы роста рынка до 2011 года не будут превышать 10%», -- отмечают эксперты.

Оба сценария подразумевают, что замедление темпов роста мировой экономики наиболее негативным образом скажется на динамике продаж иномарок. Местным производителям удастся сохранить текущие объемы производства благодаря переориентации спроса в сторону бюджетных моделей. По их мнению, пока сложно прогнозировать, когда наступит новый период роста российской экономики. «Время, необходимое для преодоления текущих негативных тенденций и создания предпосылок для дальнейшего роста экономики, во многом будет зависеть от общей макроэкономической ситуации, уровня цен на сырье, политических тенденций, а также наличия международных источников финансирования», -- отмечают эксперты. Ожидается, что в течение 2009 года российская экономика будет переживать неустойчивый период развития, демонстрируя лишь незначительные темпы роста.

Ирина ЦЫРУЛЕВА
//  читайте тему  //  Автопром