|
|
N°71, 22 апреля 2002 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Контроль на клеточном уровне
Перспективные медицинские исследования будут легализованы
Депутаты Госдумы, встревоженные сообщениями о том, что итальянский врач-радикал Северино Антинори через несколько месяцев обещает продемонстрировать миру первого клонированного человека, ускоренными темпами построили преграду для аналогичных исследований в России. В конце минувшей недели нижняя палата одобрила в третьем чтении закон «О временном запрете на клонирование человека». Этот документ вводит пятилетний мораторий на клонирование эмбрионов человека в России, а также объявляет запрет на ввоз в страну подобных биологических материалов.
Противников у законопроекта практически не было. Однако правительству, инициировавшему его принятие, предстоит теперь на деле доказать, что он не станет препятствием для перспективных исследований в области клеточных технологий. Ведь все многообещающие работы в этой сфере до сих пор ведутся без официального разрешения. Причем клиники, где открыто экспериментируют с клетками, в том числе и эмбриональными, исчисляются десятками. Ученые там не занимаются клонированием как таковым, а изучают новые методы лечения тяжелых болезней. Например, медики 9-й детской клинической больницы Москвы совместно с Институтом биологической медицины пытались с помощью трансплантации стволовых клеток вернуть к жизни пациентов с тяжелыми черепно-мозговыми травмами. Экспериментально пробуют применять эмбриональные ткани животных для лечения тяжелых форм диабета и надеются со временем «выращивать» запасные сердца, печень и почки в НИИ трансплантологии и искусственных органов. Пересаживают стволовые клетки для восстановления и нормализации процесса кроветворения в Гематологическом научном центре.
Интерес медиков к стволовым клеткам эмбриона объясняется тем, что в процессе деления они могут превращаться в клетки разных типов, из которых состоят различные ткани и органы. Ученые открыто говорят о том, что почти обнаружили «склад запчастей», и надеются через 5--10 лет широко использовать клеточную терапию -- от лечения сердечно-сосудистых заболеваний до сращивания поврежденных мышц и костей. Однако если к традиционному для отечественных научных центров недофинансированию прибавить еще и юридическую неразбериху, станет ясно, почему прогнозы о непреодолимом отставании России в одном из самых перспективных направлений медицинской науки кажутся весьма реалистичными. Большинство стран сегодня склоняется к тому, чтобы разрешить работы с эмбриональными стволовыми клетками. Такое решение уже приняли законодатели Великобритании, его обсуждают депутаты японского парламента, в Германии правительство хотя бы разрешило ввоз стволовых клеток из-за границы.
В России окончательное решение еще не принято. Представители Минздрава утверждают, что правительство не будет препятствовать работам ученых, но считает необходимым их пристально контролировать. На последнем заседании экспертного совета Минздрава по рассмотрению научных исследований в области развития клеточных технологий решили сократить количество лабораторий и клиник, где продолжатся эксперименты. Вероятнее всего, останется только 16 базовых центров. «Это не репрессивные меры, но мы хотим отсечь всех аферистов, которые уже сегодня за деньги предлагают свои услуги тяжелобольным людям, -- рассказал газете «Время новостей» начальник управления научно-исследовательских медицинских учреждений Минздрава Сергей Ткаченко. -- Те же, кто ведет серьезные работы, смогут обратиться в базовые центры и, заключив с ними договор, продолжить исследования».
Одним из первых результатов решения экспертного совета при Минздраве, видимо, станет создание креобанка стволовых клеток в Москве. С этим предложением выступил директор Института экспериментальной кардиологии, член-корреспондент РАН Владимир Смирнов. Ученый предлагает использовать зарубежный опыт и с согласия родителей собирать и хранить клетки из пуповины и плаценты новорожденных. По мнению г-на Смирнова, это будет «страховкой» на случай тяжелой болезни, требующей клеточной терапии, а заодно стволовые клетки можно будет использовать и для других пациентов, в организме которых чужие ткани не будут вызывать отторжения. Причем члены экспертного совета считают, что креобанк должен быть государственным, а не частным -- как, скажем, аналогичные учреждения в США и Европе. За финансовой поддержкой начинания ученые и Минздрав в ближайшее время намерены обратиться к мэру Москвы Юрию Лужкову.
Олег ВОЛКОВ