|
|
N°24, 12 февраля 2009 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Лицом к Интернету
Обнародован очередной рейтинг открытости российских госорганов
Получить информацию о деятельности российских органов власти гражданам страны по-прежнему непросто, даже несмотря на обилие ведомственных сайтов в Интернете. Такой вывод сделали сотрудники Института развития свободы информации, подводя вчера на пресс-конференции в Санкт-Петербурге итоги очередного мониторинга сайтов федеральных министерств, ведомств, региональных администраций и прочих властных структур. Как отметила директор ИРСИ Елена Голубева, данных о властных органах не становится меньше, но доступ к самой интересной и социально значимой информации зачастую затруднен из-за плохой структуры сайтов.
Для оценки транспарентности органов власти ИРСИ -- неправительственная организация, уже не первый год ведущая борьбу в российских судах за соблюдение законов о предоставлении информации гражданам и ежегодно придающая гласности результаты исследований интернет-сайтов ведомств, -- использует собственную методику. Оценивается и визуальный ряд, и структура, и рубрикатор, и наполнение ведомственных страничек. В зависимости от контента, частоты его обновления, состояния финансовой отчетности и т.п. эксперты института составляют рейтинг государственных и региональных органов власти. И как отметил председатель совета ИРСИ Иван Павлов, сегодня, судя по наполнению сайтов, государственные органы власти готовы охотно рассказывать о своей структуре и руководстве, но не делятся с гражданами информацией о закупках, расходовании бюджетных средств, о ресурсах, которыми располагают.
В большей степени такой подход характерен для федеральных органов власти. Самыми открытыми и доступными из них эксперты ИРСИ признали «Роспатент», Федеральное казначейство, Федеральную таможенную службу, министерства здравоохранения и образования, «Ростехнадзор», Федеральный архив, Минэкономразвития и МЧС. Причем ведомство Сергея Шойгу, которое было лидером 2007-го, в прошлом году поменяло сайт, который, как считают наблюдатели, уступает своему предшественнику, и из-за этого МЧС едва удержалось в десятке лидеров. На самых же последних местах с точки зрения открытости оказались Минэнерго России, «Россодружество» и «Рособоронпоставки». Согласно данным мониторинга, ФСБ, которая в прошлом году располагалась ближе к концу рейтинга федеральных органов власти, в течение 2008-го сумела сделать несколько шагов навстречу россиянам -- теперь сайт числится в середине рейтинга, на 45-м месте.
«Естественно, никто не требует от государственных структур раскрытия всех секретов, -- пояснил г-н Павлов. -- Но на их сайтах должна быть вся официальная и социально значимая информация». Под таковой представители ИРСИ подразумевают в том числе и объявление о готовящихся конкурсах и тендерах.
По мнению экспертов, региональные органы исполнительной и законодательной власти в отличие от федералов за последние три года демонстрируют устойчивый рост уровня открытости и доступности. Среди сайтов законодательной власти в регионах лидирует страница законодательного собрания Петербурга, вторым идет сайт Мосгордумы, затем Государственный совет Удмуртской Республики, ЗС Кировской области. Среди региональных исполнительных органов уже не первый год лидирует сайт правительства Ханты-Мансийского автономного округа, за ними идут администрации Воронежской области, Татарстана, Петербурга, Москвы, Карелии, Мурманской области. Официального сайта до сих пор нет только у парламента Чеченской Республики.
Обнародовав рейтинг открытости, руководители ИРСИ выразили надежду, что уже со следующего года им не придется доказывать чиновникам, порой через суд, их обязанность открывать сайты и наполнять их информацией о своей деятельности. «Со следующего года ни у одного органа законодательной или исполнительной власти на любом уровне не останется никаких отговорок», -- заявил Иван Павлов, напомнив, что буквально на днях, 9 февраля, президент России Дмитрий Медведев подписал федеральный закон о доступе к информации о деятельности органов госвласти. Работа над этим документом велась с 2002 года, но окончательно он был одобрен парламентом лишь в конце января 2009-го. Закон вступит в силу с 1 января 2010 года. «На мой взгляд, случилась настоящая информационная революция. Потому что к той информации, на которую имеет право каждый гражданин России, теперь отнесена фактически вся информация, которая либо создана, либо получена органами власти и их подведомственными организациями. Причем независимо, в документированной форме или нет», -- считает председатель совета Института развития свободы информации.
Наталья ШКУРЕНОК, Санкт-Петербург