В канун 172-й годовщины смерти Александра Пушкина в Санкт-Петербурге решили закончить, пожалуй, последнюю судебно-медицинскую экспертизу, призванную поставить точку в деле о трагической гибели великого поэта. Ученые намерены окончательно проверить, является ли подлинным диван из кабинета в музее-квартире Пушкина на Мойке, 12. Считается, что именно на этом диване умирал поэт после дуэли с Дантесом на Черной речке. Однако стопроцентной уверенности в этом нет ни у историков, ни у криминалистов.
«Мы уже много лет говорили о том, что
диван только по преданию был из квартиры Пушкина, но доказать ничего не могли», -- заявил директор музея-квартиры на Мойке, 12, Сергей Некрасов на научной конференции, где обсуждались результаты работы бюро судебно-медицинской экспертизы Санкт-Петербура. Г-н Некрасов выразил надежду, что современная наука и аппараты позволят наконец получить достоверные результаты.
Диван, оказавшийся в центре внимания музейного сообщества и ученых, был передан на Мойку, 12, из Государственного Эрмитажа в 1937 году -- к 100-летию со дня гибели Пушкина. В Эрмитаж диван попал из семьи родственников знаменитого публициста, критика, ученого Дмитрия Философова. А к Философовым диван попал как подарок жены младшего сына Пушкина -- Григория. Но это, как считалось в музейном сообществе, было очень похоже на красивую легенду. Подтвердить или опровергнуть ее и должна окончательная экспертиза.
Исторически именно этот кожаный диван с большими ящиками для белья внизу вполне укладывается в контекст -- как утверждает главный хранитель музея-квартиры Галина Седова, Пушкин любил читать, лежа на нем у себя в кабинете. Однако, по словам Сергея Некрасова, никто не замечал следов крови ни на обивке дивана, ни на деревянных деталях. При этом какие-то микроскопические частицы должны были непременно остаться в том случае, если смертельно раненый Пушкин действительно лежал на этом диване, даже несмотря на то, что поверхность неоднократно подвергалась мойке и чистке.
Даже при наличии современной аппаратуры экспертам пришлось потрудиться. Многочисленные смывы с поверхности дивана не дали никаких результатов. И только в одном из 27 смывов, из глубоких слоев кожаной обивки, были обнаружены следы крови, объявил на конференции заместитель начальника областного бюро судебно-медицинской экспертизы Юрий Долин. Более того, эксперты уже определили, что кровь принадлежала мужчине, и относится ко второй или четвертой группам по современной классификации.
Но это лишь первый этап исследований -- теперь надо доказать, что эти частицы крови действительно принадлежат поэту. Сейчас наступает второй, самый ответственный этап исследований. Дело в том, что в музее-квартире хранится и жилет Пушкина, который был на нем в момент дуэли и на котором остались пятна засохшей крови поэта. Несколько ниток его будут взяты для проведения сравнительной экспертизы. Если кровь будет идентифицирована, можно будет говорить и о подлинности дивана.
На проведение таких исследований понадобится месяца три-четыре. Как раз к юбилею поэта, к 210-летию со дня рождения Пушкина, и станет известно, действительно ли в музее хранится реликвия, считает Сергей Некрасов.