9 февраля в Министерстве обороны прошло выездное заседание четырех профильных комитетов Госдумы -- по обороне, безопасности, бюджету и налогам. Главная тема -- ход формирования нового облика вооруженных сил. С докладами по сути военной реформы выступили начальник Генштаба генерал армии Николай Макаров, статс-секретарь -- заместитель министра обороны Николай Панков, а также замминистра обороны по финансово-экономическим вопросам Любовь Куделина.
И хотя вопросов к авторам очередной военной реформы обычно много, завершаются подобные заседания чаще общими словами. На этот раз ими ограничился председатель комитета Госдумы по обороне Виктор Заварзин: состоялся очень серьезный разговор, рассмотрели все направления перехода на новый облик, вывод -- необходимо тесно совместно работать с Минобороны, и такие встречи будем проводить по меньшей мере один раз в полгода.
Созданы рабочие группы по всему комплексу вопросов строительства вооруженных сил, профильные комитеты Госдумы вместе с военными составили конкретные планы работы. Однако что это за планы, парламентарий не пояснил, сославшись на закрытый режим заседания. Так что у экспертного сообщества, недовольного «зашифрованностью» происходящих масштабных преобразований силовой компоненты государства, появятся новые вопросы.
Начальник Генерального штаба генерал армии Николай Макаров был поразговорчивее и поконкретнее. К новому облику вооруженных сил, сказал он, Министерство обороны и Генштаб по-прежнему планируют перейти в течение трех-четырех лет. Сроки эти военные менять не собираются, финиш преобразований намечен на 2012 год. Хотя президент России и верховный главнокомандующий Дмитрий Медведев совсем недавно говорил, что сокращение вооруженных сил (а это главный пункт реформы) до миллиона военных плюс 800 тыс. гражданских служащих планируется только к 2016 году.
Цель преобразований руководство Минобороны определяет как "создание компактных мобильных вооруженных сил, способных решать весь спектр задач по обеспечению безопасности России".
Характеризуя существующие и возможные в перспективе угрозы безопасности России, к которым и должна быть готова реформируемая армия, генерал Макаров сказал: "С одной стороны, чисто военные угрозы снижаются, но постоянно появляются новые угрозы". Отношения России и НАТО начальник Генштаба охарактеризовал так: "Мы назвали проблемные вопросы в отношениях с НАТО, они связаны с проблематикой по ПРО, обычным вооружением в Европе, новому соглашению по стратегическим наступательным вооружениям".
Генерал Макаров обозначил и некоторые фундаментальные представления российского военного руководства о безопасности: стратегические ядерные силы остаются основным фактором сдерживания военных угроз; Россия может применить ядерное оружие в том случае, если агрессия будет такого масштаба, что ее невозможно будет остановить обычными средствами вооружения; участие вооруженных сил России в международных операциях будет зависеть от ООН, мы не хотим ни на кого оказывать силового воздействия, поскольку наши вооруженные силы призваны действовать для процветания нашего народа.
Ничего нового в этих заявлениях нет. Может быть, завесу тайны относительно масштабов, сроков и последствий военной реформы приоткроет сам министр обороны Анатолий Сердюков, которого 11 февраля в рамках правительственного часа заслушает Госдума в полном составе. Тем более что на вчерашнем выездном заседании министр пообещал: мнения оппонентов и сторонников военной реформы будут услышаны и учтены. Правительственный час, кстати, тоже пройдет в закрытом режиме.