Время новостей
     N°23, 11 февраля 2009 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  11.02.2009
"Повышенный риск эксплуатации"
Зарубежные правозащитники оценили положение гастарбайтеров в России
Российские власти не обеспечивают трудовым мигрантам должную защиту. Иностранные рабочие не защищены от злоупотреблений со стороны работодателей и агентов по трудоустройству -- напротив, гастарбайтеры постоянно сталкиваются с вымогательством и произволом со стороны милиции и прочих должностных лиц. Такой вывод сделали эксперты международной правозащитной организации Human Rights Watch, которые в течение двух лет изучали положение «импортной» рабсилы в России -- прежде всего в строительном секторе, где труд мигрантов использовался особенно широко. Результатом исследования стал 130-страничный доклад, переданный во вторник для ознакомления журналистам.

«В отсутствие срочных мер со стороны правительства трудовые мигранты будут вдвойне уязвимыми для нарушений -- как со стороны работодателей, так и со стороны тех, кто хотел бы выместить на иностранцах свое недовольство, вызванное возникшими экономическими трудностями», -- выступая на прошедшей вчера презентации исследования, заявила составитель доклада Джейн Бьюкенен. Зарубежные правозащитники не скрывают своих опасений по поводу того, как последствия финансового кризиса скажутся на отношении к «неместным». Г-жа Бьюкенен и ее коллега по региональному отделению Human Rights Watch Мария Лисицына полагают, что экономический спад чреват для мигрантов «повышенным риском эксплуатации и насилия».

«По данным Всемирного банка, по числу принимаемых мигрантов Россия занимает второе место в мире после США», -- свидетельствуют авторы доклада. При этом они отмечают, что точное количество иностранных рабочих назвать довольно сложно. Оценки серьезно разнятся: «По состоянию на 2007 год Федеральная миграционная служба называла цифры от 7 до 9 млн человек. В то же время эксперты Центра миграционных исследований Института народнохозяйственного прогнозирования РАН говорили о 3--4 млн мигрантов, из которых примерно половина работает нелегально». Более определенно можно говорить о национальном составе гастарбайтеров. 80% из них -- выходцы из стран СНГ, с которыми у России действует безвизовый режим. Поставщики дешевых трудовых ресурсов -- в первую очередь Узбекистан, Таджикистан и Киргизия -- страны, которые исследователи относят к беднейшим государствам мира.

Примерно 40% из общей массы мигрантов, приехавших из ближнего зарубежья, чтобы решить проблему бедности и безработицы у себя на родине, «заняты в слабо регламентированном строительном секторе, который до глобального финансового кризиса был одним из главных двигателей роста российской экономики». Несмотря на теперешние экономические неурядицы, поток мигрантов не будет ослабевать, прогнозируют эксперты HRW. «В условиях быстрого сокращения населения сохранить нынешний уровень экономической активности в России без трудовой миграции невозможно, -- уверены авторы доклада. -- По последним оценкам ООН, дефицит рабочей силы в России будет ощущаться уже в 2012--2014 годах». С другой стороны, полагают представители Human Rights Watch, возрастет и степень экономической зависимости от России стран, поставляющих рабочие руки в бывшую метрополию. Уже сейчас денежные переводы гастарбайтеров обеспечивают более 40% валового внутреннего продукта Таджикистана и около 40% ВВП Молдавии.

«Трудовые мигранты приезжают в Россию в поисках достойной работы, но вместо этого подвергаются эксплуатации и насилию», -- подчеркивает Джейн Бьюкенен. Как правило, нарушения касаются невыплаты зарплаты или задержек с ее выплатой. Нежелание работодателя заключать трудовой договор (что, по мнению правозащитников, является куда более распространенной практикой, нежели оформление работника на законных основаниях) превращает мигрантов фактически в рабов, не имеющих никаких социальных прав и гарантий. Агентства по трудоустройству в большинстве случаев не отвечают за соблюдение работодателем обещанных условий, а некоторые посредники прямо вовлечены в торговлю людьми. Например, в Краснодаре представитель фирмы-посредника «кинул» работников, скрывшись в неизвестном направлении. Далее, по словам мигрантов, опрошенных правозащитниками, «часть группы нашла другое агентство, здесь тоже обещали работу на стройке, но вместо этого отобрали паспорта и продали хозяину местной маслобойни -- там они работали бесплатно».

Большинство гастарбайтеров не имеет почти никакого представления о своих правах и возможностях правовой защиты, делают вывод эксперты HRW. Это повышает уязвимость мигрантов и мешает их обращению в официальные структуры. Тем более что, как утверждается в докладе, приезжие «остаются для милиции привычным объектом мелкого вымогательства при проверках документов».

«Для многих трудовых мигрантов в России насилие остается фактом жизни, -- подчеркивает Джейн Бьюкенен. -- Опасность может исходить от работодателя, от милиции, которая выбивает из них деньги, или от расистски настроенных обычных граждан». По данным информационно-аналитического центра СОВА, приведенным в докладе, с января по ноябрь прошлого года были зафиксированы по меньшей мере 340 преступлений на почве межнациональной ненависти. В результате нападений расистов погибло 82 человека. «Усилия российских властей по борьбе с расовой дискриминацией и насилием в отношении представителей национальных меньшинств в целом остаются недостаточными», -- делают вывод эксперты Human Rights Watch.

Впрочем, по мнению представителей Федеральной миграционной службы, зарубежные правозащитники сгущают краску. «Создается слишком мрачная картина, -- так прокомментировал доклад HRW пресс-секретарь ФМС Константин Полторанин. -- Если Россия действительно была бы страной, где так нарушаются права мигрантов и используется рабский труд, то люди бы попросту не ехали сюда работать». От самих иностранных трудовых мигрантов зависит, насколько их права соблюдаются работодателями, заявил г-н Полторанин агентству Интерфакс. По словам пресс-секретаря миграционного ведомства, если у иностранного работника имеется легальный статус в России, «то у него такие же права, как у российского гражданина, обратиться в прокуратуру или в суд с жалобой на нарушение своих прав».

Михаил МОШКИН
//  читайте тему  //  Миграционная политика